(1) Необычной по своему историческому сюжету была дружба этих двух людей. (2) «Шесть лет соединенья» в Лицее. (3) Затем в 1817 – 1819 гг. довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых – чаще всего у Дельвига, братьев Тургеневых.

(4) Наконец единственный день, проведённый вместе, – 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей Пушкина посетил «поэта дом опальный» в Михайловском. (5) И всё. (6) Больше они никогда не виделись. (7) Одиннадцать лет Пущин провёл в тюрьме и на каторге.

(8) Но дружба не слабела. (9) В одном из стихотворений А.С. Пушкин писал:

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

(10) После смерти Пушкина настал черёд Пущина одному за двоих хранить верность старой дружбе. (11) Он словно и не считал Пушкина мёртвым, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию,  добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.

(12) Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в Лицее, очень значительно. (13) Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, которого в Лицее звали ведь ещё и «помесью Обезьяны с Тигром». (14) Верный своему характеру, Пущин никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду. (15) «Пушкин, как известно, не любил выслушивать морали, но Пущин с первых лет умел с ним ладить», – подмечают  биографы поэта. (16) Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце – всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда.(В.В. Кунин)

 В каком слове звуков больше, чем букв?


 1) обращаясь

             2) известные

             3) узнавая

             4) лицейского


 Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

             1) Разные по темпераменту люди дружить не могут.

             2) Преданность, верность дружбе Пушкин и Пущин хранили на протяжении всей своей жизни.

             3) Частые встречи лицейских друзей способствовали укреплению их дружбы.

             4) Даже Пущину не удавалось охладить горячую голову темпераментного друга.

 Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

             1) Пушкин и Пущин были разными по характеру, и это мешало их дружбе.

             2) Пущин всегда пытался поучать Пушкина, потому что плохо знал его характер.

             3) Редкие встречи лицейских друзей препятствовали сохранению их дружбы.

             4) Несмотря на жизненные обстоятельства, Пушкин и Пущин пронесли через всю жизнь верность лицейской дружбе.

 Какое значение имеет слово мораль в прочитанном тексте (предложение № 15)?

           


 1) нравоучение, наставление

             2) доклад, выступление

             3) убеждение, воззрение

             4) хороший, лестный отзыв о ком-либо, одобрение


 Какое значение имеет слово покорить в прочитанном тексте (предложение № 16)?


1) заставить повиноваться

             2) подчинить своему обаянию, очарованию

             3) чутко воспринимать

             4) укорять, обвинять


 В каком слове звуков больше, чем букв?


1) мёртвым

 2) обращаясь

             3) свиданию

             4) допытываясь


(1) Многие исследователи справедливо отмечают, что судьба Пушкина во многом была определена Пущиным: стоило ему на каком-либо этапе вовлечь поэта в тайное общество, открыть ему цели и намерения заговорщиков, как Пушкин загорелся бы всей душой и круто изменил бы свою жизнь. (2)  Пущин не сделал этого в 1817 – 1819 гг. (3) Последний такой шанс представился в Михайловском 11 января 1825 года. (4) Но Пущин скорее всего снова поберёг друга.

(5) Свидание в Михайловском – это вообще один из самых драматичных моментов в жизни товарищей по Лицею. (6) А.И. Тургенев и В.Л. Пушкин предостерегали Пущина от поездки к ссыльному, которая могла бы вызвать неудовольствие властей. (7) Но Пущин непременно хотел повидать Пушкина. (8) Теперь невольно напрашивается мысль, что он провидел будущее и приезжал проститься. (9) Трудно даже представить себе, как успели они за одни неполные сутки о многом переговорить, столько прочитать, столько передумать вместе. (10) Можно понять положение исследователей, которые во что бы то ни стало пытаются выяснить: что же именно было сказано в тот день? (11) Но, сопоставив различные обстоятельства и свидетельства, о многом догадываясь, всё же останавливаются перед неоткрытой тайной. (12) Во всех подробностях об этой беседе знали только двое её участников. (13) Пушкин подробно о ней не рассказывал. (14) Пущин в «Записках» 1858 года тоже далеко не всё мог и не всё хотел сказать.

(15) В тот день, 11 января, читали они и обсуждали «Горе от ума», привезённое Пущиным; Пушкин продиктовал Пущину отрывок «Цыган»; обсуждали «Думы» Рылеева… (16) Не забыт был и Лицей. (17) Пушкин, от всех оторванный, потребовал рассказа о товарищах. (18) И всё же главная тема была та, что раскрывалась не впрямую, а намёками, – о тайном обществе, о будущем России. (19) Пущин привёз Пушкину письмо Рылеева и многое передал от него на словах. (20) Как бы остроумны и талантливы ни были «реконструкции» этой встречи, предпринимаемые пушкинистами, Пушкин и Пущин слишком близкие друзья и слишком самобытные люди, чтобы мы теперь могли догадаться обо всём. (21) Тайна останется. (В.В. Кунин)

 Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

             1) Пущин посетил опального поэта в ссылке для того, чтобы рассказать ему о тайном обществе декабристов.

             2) Во всех подробностях о беседе лицейских друзей в Михайловском знали только они сами.

             3) Целью приезда Пущина в Михайловское было вовлечение Пушкина в антигосударственный заговор.

             4) Поездка Пущина в Михайловское вызвала недовольство властей.

 В каком слове звуков меньше, чем букв?


 1) многие

             2) ему

             3) тайное

             4) открыть


 Какое значение имеет слово драматичный в прочитанном тексте (предложение № 5)?


1)  невесёлый, грустный

   2) напряженный, тяжёлый

             3)  напыщенный, торжественный

             4) второстепенный, незначительный


 Какие имена прилагательные являются синонимами  слова самобытный в прочитанном тексте (предложение №20)?


 1) самостоятельный, оригинальный

 2) эгоистичный, самолюбивый

  3) высокомерный,  надменный

             4) проницательный, прозорливый


 Какая мысль отражена в содержании прочитанного текста?

             1) Учёным-пушкинистам удалось полностью «реконструировать» последнюю встречу лицейских друзей.

             2) Пущин посетил опального поэта в ссылке для того, чтобы рассказать ему о лицейских друзьях.

             3) Целью приезда Пущина в Михайловское было вовлечение Пушкина в антигосударственный заговор.

             4) Во всех подробностях о беседе лицейских друзей в Михайловском знали только одни они.

 В каком слове все согласные звуки звонкие?


1)  сделал

             2)  последний

             3)  шанс

             4)  представился