КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ АЛЕШКОВОЙ С.Ю., УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ЛИЦЕЙ №3

ТЕМА:
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ Н/НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ.

ЦЕЛЬ:
Создать условия для повышения профессионального мастерства и квалификации и формирования опыта подготовки к расширению образовательной среды ученика
ЗАДАЧИ:
1. Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности
2. Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы

ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
1. Вступительное слово (обоснование выбора темы мастер-класса)
     Навык написания н/нн в суффиксах прилагательных и причастий отработать на практике довольно сложно. Если в 6-м классе ребята как будто всё усвоили, что касается прилагательных, то при повторении в конце 6-го класса и в начале 7-го обнаруживается, что 60% учащихся довольно смутно помнят алгоритм выбора правильного написания н/нн в суффиксах прилагательных. А когда добавляются причастия, то тут уж начинаются основные трудности не только у слабых учеников, но и у тех, кто довольно твердо усвоил предыдущий материал. Почему так происходит? Здесь срабатывает похожесть этих частей речи. Многие до 11-класса так и не различают прилагательные и причастия. И только ЕГЭ, как бы его ни ругали, заставляет ребят всерьез разобраться с этой темой.
     Но если учитель преподает с самого начала, т.е. с 5-го класса, то обычно к 8-му у учащихся нет сложностей с написанием слов с этой орфограммой. Здесь важно отработать навык. Важно, дать понятие о причастии как можно раньше. Ознакомительно в 5-м, в 6-м должны иметь представление о причастном обороте. Конечно, слабые ученики не всё усвоят, но сильные и старательные обычно уже к концу 6-го класса хорошо видят причастия и не путают их с прилагательными. Здесь, может, я забегу вперед, но очень эффективно упражнение (сначала устное, потом письменное), когда ребятам предлагается устно отвечать.

Скачать презентацию

Слайд

Рабочий материал

     
1

Тема

Что мы знаем о словообразовании прилагательных и причастий. С какими частями речи очень тесно взаимосвязаны прилагательные, причастия

 2

Схема словообразовательной цепочки.

Устный распределительный диктант

 3

Обратить внимание…

Чтобы правильно написать, нужно не ошибиться при определении части речи данного слова. Почему это так важно именно в отношении прилагательного и причастия?

 4

Суффиксы.

Работать будем с этими суффиксами.

 5

Схема н/нн

Кто сможет нарисовать схему, помогающую разобраться, сколько же –н- писать?

 6

Загадка

Исключения

 7

Исключения

 
 8

Шуточное стихотворение

Проговорить, объяснить

 9

Даны слова без пропусков

Проговорить

     
10

Разряды прилагательных по значению

Мы всегда хотим объять необъятное, поэтому стараемся компоновать материал. Попробовать сделать вывод о том, какие суффиксы характерны для относительных и притяжательных

 11

Объяснение.

Читать, объяснить.

 12

Тренируемся. Нет пропусков

Проговорить.

 13

Тренируемся. Есть пропуски.

Каких прилагательных нет (притяжательных)

 14

Какое слово написано правильно?

Подводим к краткой форме прилагательного.

 15

Пример

Оговорить.

16

Даны слова

Придумать нераспространенные предложения, где данные прилагательные выступают в роли сказуемого.

     
 17

предложения

Вывод: сколько н в кратких прилагательных?

УСТНЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
8) румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Распределительный диктант. Запиши прилагательные в два столбика (в первый столбик с одной Н, во второй – с НН):
Орли..ый, восторже..ый, авиацио..ый, оси..ый, сви..ой, экскурсио..ый, костя..ой, масля..ый, комари..ый, серебря..ый, безветре..ый, письме..ый, звери..ый, чугу..ый, солвьи..ый, бесчисле..ый, регистрацио..ый, весе..ий, цели..ый, шерстя..ой, искусстве..ый, хозяйстве...ый.

2 . Работа со светофором (устно). Если тезис верный – зелёный сигнал, неверный – красный.
А) Прилагательное обозначает предмет –
Б) Прилагательное отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие +
В) В суффиксе ОНН всегда пишется две НН +
Г) В суффиксе ЯН всегда пишется одна Н – (стеклянный, оловянный, деревянный)
Д) В кратких прилагательных всегда одна Н –
Е) В суффиксе ИН пишется одна Н +
Ж) В слове карманный пишется одна Н, так как в нём суффикс АН –
З) Слова ветреный и безветренный пишутся одинаково –
И) Слова зелёный, синий, румяный, свиной пишутся с одной Н +

3. Контроль!!!
Устный диктант проводится в хорошем темпе. Обязательно объяснение, сколько-почему.

- общественное мнение
- полотняная скатерть
- чугунная решётка
- ветреный день
- багряные закаты
- гусиные лапки
- мышиная нора
- машинное отделение
- болезненное чувство
- соломенная шляпа
- клюквенное варенье
- песчаный берег
- деревянный дом
- государственный флаг
- кожаный портфель
- ржаной хлеб
- румяное лицо
- карманный фонарик
- Телефонный разговор
- настольный теннис
- земляная насыпь
- журавлиный крик
- ураганное предупреждение
- беспричинное опоздание
- искусный оратор
- искусственный алмаз
- сезонная работа
- целинный район
- серебряная нить
- деревянная солонка.

4.Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное время.
Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

5.Устно Ты -мне, я –тебе. (если ребята долго придумывают слова, то можно помочь: день(длинный, ветреный, осенняя, весенняя), походка(утиная, медленная), шаг(гусиный, торжественный), дом(каменный,деревян-ный),кисель(клюквенный, смородинный, малинный, лимонный),ложка(оловянная, деревянная, серебряная),посуда(глиняная, стеклянная), программа(телевизионная, информационная), носки(шерстяные, полотняные), гнездо(осиное, перепелиное), доказательство(вещественное).


6. Образуйте от имен существительных прилагательные, расположите их в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударения.
Земля, трава, кость, ремесло, обед, топор, слюда, кожа, полотно, торжество, правительство, единство, государство, отечество, огонь, глина, солома, тыква, клюква, береста, вода, жесть, лед, лен, песок, дерево, рожь, серебро, шерсть, маневры.

Береста, Вода, Глина, Государство, Дерево, Единство, Жесть, Земля, Клюква, Кожа, Кость, Лед, Лен, Маневры, Обед, Огонь, Отечество, Песок, Полотно, Правительство, Ремесло, Рожь, Серебро, Слюда, Солома, Топор, Торжество, Трава, Тыква, Шерсть.

«Корректор». Исправь ошибки. Работа учащегося у доски.

куринный     
тыквенный
    
румяный   свинной  

нефтяной
  берестяной  
картинный   осений  
кухоный   лебединный  
отечественный   ветренный  
юный   тюлений  

6. Графический диктант. Пишут и выделяют морфемы, от которых зависит выбор написания.
7. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.
1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ОТЫМЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ( образованных от имени существительного):

НН Н

1) на стыке двух морфем (корня и суффикса, суффикса и суффикса)


- туманный, старинный;

 1) в суффиксах -ан-, -ян- (в значении "сделанный" из чего-либо)

- серебряный, песчаный;

исключнеия: оловянный, деревянный, стеклянный;

2) в суффиксах -енн- , -онн-

- революционный, соломенный;

исключение ветреный, но безветренный (по правилу);


2) в суффиксе -ин-

- гостиная.

Необходимо запомнить прилагательные, в которых пишется только Н:
пряный, рдяный, свиной, синий, зеленый, румяный, дельфиний, юный (юннат – юный натуралист).

Необходимо различать написание, зависящее от значения:
1) масляный (в значении « сделанный из масла, на масле, для масла»), то есть образованное от существительного масло: масляное пятно, масляный выключатель, масляная лампа, масляная краска;
2) масленый (в значении « смазанный маслом, пропитанный маслом, запачканный»), то есть образованное от глагола «маслить» несовершенного вида: масленые глазки, масленый блин, масленица;
3) ветреный ( день, человек, погода );
4) ветряной ( двигатель, мельница, оспа).
В краткой форме прилагательных пишется столько же Н, сколько было в полной ( дорога длинная – дорога длинна).

ПРАВОПИСАНИЕ Н/НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ.
Проговорить – зависимое слово. Почему это так важно?

1. Образуйте от глаголов прилагательные/причастия по образцу:
вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;
валять – валяный: веять, паять, сеять, стрелять.
Можно задать вопросы:
1. Какие части речи даны?
2. Какие части речи можно образовать от глагола?
3. Какая гласная будет в причастиях перед н/нн? Кто вспомнит похожее правило, но оно будет относиться к глаголу в форме прошедшего времени. Веять-веял.


1. Графически объясните написание н и нн в словах:
кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.

2. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.
Образец: тушеные овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не- не влияет на правописание); потушенные овощи (приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо, названный в честь, сеченные градом поля, купленный товар.
3. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.
Образец: белить – выбеленный – беленый.
Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.
4. Объясните разницу в написании однокоренных слов.
1) Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.

ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНОМ КОМПЛЕКСЕ ПОД РЕД. В. В. БАБАЙЦЕВОЙ.

6 класс

7 класс

  1. Группа слов, где нет пропусков букв, нужно проанализировать и объяснить
  2. Даются словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, нужно изменить на словосочетание, построенное на согласовании.(автобус для экскурсии)
  3. Дается существительное, от которого нужно образовать прилагательное. Группируются по суффиксам
  4. Н + н=нн

 

  1. Словосочетание (сущ.+прич.). нужно добавить зависимое слово
  2. Словосочетание. Нужно у причастия добавить приставку.
  3. Словосочетание. Добавляется сначала з.с., а потом приставка.
  4. Объяснить написание. Нет пропущенных букв.
  5. Вставить пропущенные буквы(текстовое упражнение), даны и прилагательные и причастия.
  6. Пары словосочетаний с приставкой и без
  7. Распределительный диктант.