Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
· Проблема истинной дружбы.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
· Проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
· Проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
· Проблема действенного сострадания.
· Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
· Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
· Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
· Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.




1. Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.

 

И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» взаимоотношения отца, Николая Петровича Кирсанова ,и сына, Аркадия Николаевича Кирсанова. Когда Аркадий приезжает домой, он смотрит на отца снисходительно. Он ему кажется постаревшим  внешне. Устарели его взгляды на мир. Подслушанный разговор сына с Евгением Базаровым, в котором тот удивляется тому, что кто-то до сих пор читает Пушкина, убеждает Николая Петровича, что нет никакой возможности найти общий язык с сыном. «…выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем». Но все меняется после нелепой дуэли дяди, Павла Петровича с Е. Базаровым и знакомства  Аркадия  с Анной Сергеевной Одинцовой  и её сестрой Екатериной Сергеевной.

 

И.А.Гончаров. Роман «Обломов» . Наверное, каждый родитель любит своего ребенка так, как  любили батюшка и матушка Илью Ильича Обломова. В главе «Сон Обломова» мы читаем о том счастливом и беззаботном времени, полном любви, счастья, детстве Ильи Ильича. «Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы. Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь..»  Я думаю, что у всех нас есть такие теплые воспоминания детства, которые помогают справиться с невзгодами, дарят спокойствие и веру во все лучшее

 

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» 1)взаимоотношения Марьи Болконской и отца, старого графа Николая Андреевича Болконского.

2)Сцена проводов на войну Андрея Болконского. Слова старого графа : «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» 3)Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится: «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя. Князь Николай Андреевич знает, что Андрей не счастлив в браке, и одобряет его стремление служить, так как видит в этом прямое следствие его строго воспитания. «Спасибо, спасибо… за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего» - говорит он сыну. Старый князь дает также наставление относительно службы: «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

 

А.Платонов . рассказ «Возвращение». Петруша так ждал отца, он был счастлив, что отец живой и вся семья скоро будет вместе. Война, трудности , которые пришлось перенести и матери ,Любовь Васильевне, и детям ,Петруше и Насте, конечно же, оставили свой след в их душе. Петруша и Настя не по годам серьезные, хорошо понимающие взрослые проблемы. И когда отец, Алексей Алексеевич Иванов, заподозрив жену в измене, решил уехать, то только сила духа, вера во все доброе помогла детям вернуть отца. Их бегущие за поездом, спотыкающиеся фигурки заставили душу А.Иванова…

 

Е. Верейская рассказ  «Карай». Как мама с сыновьями спасли забитую, озлобившуюся, несчастную  собаку. Добились они этого лаской и любовью. Что, как ни вера матери в силу добра, помогла им это сделать . Какими вырастут дети, жалеющие несчастное животное?

 

Л.Петрушевская рассказ «Страна». Как сложится жизнь дочери пьющей женщины? Буде ли она счастлива, если не видела ни ласки, ни заботы.  Так мать, сломав свою судьбу, перечеркивает и счастье дочери.

 

В.Распутин  Рассказ «Уроки французского»  Счастлив тот, с кем в детстве рядом окажется неравнодушный человек. Тот, кто поможет в трудную минуту советом, поддержит.  Рассказ Распутина В. Г. называется именно "Уроки французского", потому как всё действие произведения разворачивается вокруг учительницы французского языка Лидии Михайловны. Но, стоит заметить, что Лидия Михайловна не просто учит детей иностранному языку, а вместе с тем она учит детей жизни, а именно доброте и взаимопомощи. Учительница старается помогать всеми своими силами. Лидия Михайловна в рассказе помогает обычному мальчишке из простой семьи с французским, проводя при этом занятия на дому. В итоге она видит, что мальчик нуждается, но помощи не принимает. И она решилась играть с ним в «чику»(игра на деньги) и намеренно проигрывает лишь бы мальчик смог себе купить продукты.

Очень хороший и поучительный рассказ, читая его, действительно начинаешь задумываться о том, что что-то в жизни нужно менять, нужно помогать людям, нужно делать добро.

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

 

По сути, книга - это бумажный(чаще всего) носитель информации. Информации, которая занесена в неё посредством письменного, текстового кода, иногда с добавлением иллюстраций. Если ещё обширнее рассуждать, то книга - это способ передачи информации во времени, которое не ограничено периодом жизни одного человека. Я думаю , что книга – это  один из главных факторов интеллектуального, духовного и нравственного развития современного общества. Пример какое-нибудь произведение

  Повесть В.Кондратьева «Сашка» повествует читателю о сложном героическом прошлом нашей страны. Великая Отечественная война.  Как советские люди смогли победить, какую цену пришлось заплатить народу? Именно об этом книга.  . Но самое главное, рассказано все просто .

  Одна из ключевых сцен в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева.  Он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, это воспоминание о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны,

 

   

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

 

В. Кондратьев «Сашка».

Желание уйти отца в рассказе А.Платонова «Возвращение» - это тоже предательство.

В. Распутин «Уроки французского». Федька, сын хозяйки квартиры, ворует хлеб у главного героя. Это можно назвать предательством и больше никак. Именно он знакомит героя с Птахой и Вадиком и не заступается , когда те его бьют. Федька еще и труслив.

 

 

5. 1. Проблема исторической памяти (один аргумент, но разные выводы к разным проблемам)

2. проблема проявления любви к Родине

3. проблема воздействия искусства на человека

4. нравственный выбор

1. В 2012 году отмечалось 200-летие со дня победы России  в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение-главное сражение Отечественной войны 1812 года. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир»  - это один из ключевых эпизодов . Мы видим всех главных героев,  само сражение показано с разных точек зрения: Пьер Безухов – человек абсолютно невоенный, не сразу понимает весь ужас происходящего, Андрея Болконского смертельно ранят, он не успевает принять участие в сражении, но они оказались здесь в гуще событий потому, что любят свою родину.  Отец Андрея, старый граф Болконский, был соратником Кутузова в непростое для России время. Его сын продолжает путь патриота. Историческая память – это то, что объединяет нас в единую российскую нацию. Нельзя забывать своего прошлого.  (вывод исторической памяти)

2. Любовь к родине – это высокое чувство, но в чем она проявляется в обыденной жизни? Я думаю, во-первых, в уважительном отношении к героическому прошлому, во-вторых, в желании знать историческое прошлое и гордиться им.

3. Искусство  -  важнейший  инструмент воспитания (воздействия на человека). Именно произведения литературы воспитывают в человеке основные нравственные качества – уважение к своей стране, патриотизм, толерантное отношение к другим народам и культурам. Именно мастера слова, такие как Л.Н. Толстой, И.С Тургенев, посредством своих произведений не позволяют переступить законы справедливости и милосердия, как и героям романа «Война и мир».

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

Проблема нравственного выбора.

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

Противоречивость поступков  Р.Раскольникова мы видим, с одной стороны, в его теории,согласно которой  людей делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих», а с другой стороны, чувство сострадания, доброты не позволяют ему остаться безучастным  к судьбе семьи Мармеладовых.  Он оставляет последние деньги на подоконнике комнаты, когда провожает Мармеладова.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» перед нравственным выбором оказывается Андрей Соколов не единожды: в первый раз в здании разрушенной церкви, когда он спасает взводного; не сломался, испугавшись за свою жизнь, вызванный к коменданту концлагеря. Даже Мюллер проникся уважением к советскому солдату, он восхищен его стойкостью, крепостью духа.

Потеряв все дорогое, значимое в своей жизни, Андрей Соколов не очерствел душой. Усыновил Ванюшку, сироту, которого случайно увидел у чайной.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» автор на примере двух легенд ярко показывае,  какой путь выбирает каждый из героев: Ларра, преступив нравственность, обречен на вечное изгнание и презрение, а Данко, пожертвовавший своею жизнью ради людей своего племени, стал символом не только героизма, но добра и справедливости.

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» каждый из героев, так или иначе, совершает выбор, но какой, нравственный или безнравственный, решают они сами. Понтий Пилат, одобривший приговор Синедриона Иешуа, человеку невиновному, совершил безнравственный поступок. Алоизий Магарыч написал донос на Мастера, потому что преследовал корыстные цели (понравилась комната мастера). И Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, и обыватель Алоизий Магарыч, одинаково безнравственны.

Иван Бездомный после встречи и долгих разговоров с Мастером понимает, насколько бездарна была его поэзия. Он принимает решение никогда больше не писать стихов. Можно ли назвать его поступок нравственным? (нравственным выбором, просто выбор). Конечно, да.

Проблема бережного отношения к языку.

Проблема сохранения чистоты языка.

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

                                  А.С.Пушкин

 

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

                                    А.С.Пушкин

 

 

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

                                 М.Цветаева

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

                               С.Есенин

 

 Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

                                  Ф.Тютчев

Выучить что-нибудь из этих строк разных стихотворений (то, что написано – этого будет достаточно,хотя бы два примера)

И. С. Тургенев завещал потомкам: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! ...»

 Вспомним строки известные каждому из нас …

Как звучны и точны слова великих классиков. А что же происходит с русским языком в наше время? (в современном мире).  Что может сделать каждый из нас для сохранения русского языка? Думаю, стоит начать с самого себя. Внимательное чтение не только прозы, но и лирики позволит мне обогатить свою речь и стать более грамотным человеком.

Негативные примеры (К2) скорее всего будут в исходном для анализа тексте

6. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

 

 Берем сочинения 7 декабря

7. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

 

Пример из публицистики (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль, Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС).

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» роза – символ прекрасного хрупкого мира, окружающего нас.  Мира, который требует бережного к себе отношения, полного любви и понимания. Маленький принц укрывает розу от сквозняков стеклянным колпаком. Нашу планету не спрятать от  жестокого, бесчувственного отношения к ней человечества. Поэтому каждый из нас должен помнить о беззащитности мира природы и стараться сохранить наш его для потомков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
· Проблема истинной дружбы.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
· Проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
· Проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
· Проблема действенного сострадания.
· Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
· Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
· Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
· Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.




1. Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.

 

И.С.Тургенев роман «Отцы и дети» взаимоотношения отца, Николая Петровича Кирсанова ,и сына, Аркадия Николаевича Кирсанова. Когда Аркадий приезжает домой, он смотрит на отца снисходительно. Он ему кажется постаревшим  внешне. Устарели его взгляды на мир. Подслушанный разговор сына с Евгением Базаровым, в котором тот удивляется тому, что кто-то до сих пор читает Пушкина, убеждает Николая Петровича, что нет никакой возможности найти общий язык с сыном. «…выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем». Но все меняется после нелепой дуэли дяди, Павла Петровича с Е. Базаровым и знакомства  Аркадия  с Анной Сергеевной Одинцовой  и её сестрой Екатериной Сергеевной.

 

И.А.Гончаров. Роман «Обломов» . Наверное, каждый родитель любит своего ребенка так, как  любили батюшка и матушка Илью Ильича Обломова. В главе «Сон Обломова» мы читаем о том счастливом и беззаботном времени, полном любви, счастья, детстве Ильи Ильича. «Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы. Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь..»  Я думаю, что у всех нас есть такие теплые воспоминания детства, которые помогают справиться с невзгодами, дарят спокойствие и веру во все лучшее

 

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир» 1)взаимоотношения Марьи Болконской и отца, старого графа Николая Андреевича Болконского.

2)Сцена проводов на войну Андрея Болконского. Слова старого графа : «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» 3)Старик переживает отъезд сына очень тяжело, но в силу своего характера не показывает этого и сердится: «Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя. Князь Николай Андреевич знает, что Андрей не счастлив в браке, и одобряет его стремление служить, так как видит в этом прямое следствие его строго воспитания. «Спасибо, спасибо… за то, что не просрочиваешь, за бабью юбку не держишься. Служба прежде всего» - говорит он сыну. Старый князь дает также наставление относительно службы: «Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет».

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

 

А.Платонов . рассказ «Возвращение». Петруша так ждал отца, он был счастлив, что отец живой и вся семья скоро будет вместе. Война, трудности , которые пришлось перенести и матери ,Любовь Васильевне, и детям ,Петруше и Насте, конечно же, оставили свой след в их душе. Петруша и Настя не по годам серьезные, хорошо понимающие взрослые проблемы. И когда отец, Алексей Алексеевич Иванов, заподозрив жену в измене, решил уехать, то только сила духа, вера во все доброе помогла детям вернуть отца. Их бегущие за поездом, спотыкающиеся фигурки заставили душу А.Иванова…

 

Е. Верейская рассказ  «Карай». Как мама с сыновьями спасли забитую, озлобившуюся, несчастную  собаку. Добились они этого лаской и любовью. Что, как ни вера матери в силу добра, помогла им это сделать . Какими вырастут дети, жалеющие несчастное животное?

 

Л.Петрушевская рассказ «Страна». Как сложится жизнь дочери пьющей женщины? Буде ли она счастлива, если не видела ни ласки, ни заботы.  Так мать, сломав свою судьбу, перечеркивает и счастье дочери.

 

В.Распутин  Рассказ «Уроки французского»  Счастлив тот, с кем в детстве рядом окажется неравнодушный человек. Тот, кто поможет в трудную минуту советом, поддержит.  Рассказ Распутина В. Г. называется именно "Уроки французского", потому как всё действие произведения разворачивается вокруг учительницы французского языка Лидии Михайловны. Но, стоит заметить, что Лидия Михайловна не просто учит детей иностранному языку, а вместе с тем она учит детей жизни, а именно доброте и взаимопомощи. Учительница старается помогать всеми своими силами. Лидия Михайловна в рассказе помогает обычному мальчишке из простой семьи с французским, проводя при этом занятия на дому. В итоге она видит, что мальчик нуждается, но помощи не принимает. И она решилась играть с ним в «чику»(игра на деньги) и намеренно проигрывает лишь бы мальчик смог себе купить продукты.

Очень хороший и поучительный рассказ, читая его, действительно начинаешь задумываться о том, что что-то в жизни нужно менять, нужно помогать людям, нужно делать добро.

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

 

По сути, книга - это бумажный(чаще всего) носитель информации. Информации, которая занесена в неё посредством письменного, текстового кода, иногда с добавлением иллюстраций. Если ещё обширнее рассуждать, то книга - это способ передачи информации во времени, которое не ограничено периодом жизни одного человека. Я думаю , что книга – это  один из главных факторов интеллектуального, духовного и нравственного развития современного общества. Пример какое-нибудь произведение

  Повесть В.Кондратьева «Сашка» повествует читателю о сложном героическом прошлом нашей страны. Великая Отечественная война.  Как советские люди смогли победить, какую цену пришлось заплатить народу? Именно об этом книга.  . Но самое главное, рассказано все просто .

  Одна из ключевых сцен в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева.  Он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, это воспоминание о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны,

 

   

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

 

В. Кондратьев «Сашка».

Желание уйти отца в рассказе А.Платонова «Возвращение» - это тоже предательство.

В. Распутин «Уроки французского». Федька, сын хозяйки квартиры, ворует хлеб у главного героя. Это можно назвать предательством и больше никак. Именно он знакомит героя с Птахой и Вадиком и не заступается , когда те его бьют. Федька еще и труслив.

 

 

5. 1. Проблема исторической памяти (один аргумент, но разные выводы к разным проблемам)

2. проблема проявления любви к Родине

3. проблема воздействия искусства на человека

4. нравственный выбор

1. В 2012 году отмечалось 200-летие со дня победы России  в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение-главное сражение Отечественной войны 1812 года. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир»  - это один из ключевых эпизодов . Мы видим всех главных героев,  само сражение показано с разных точек зрения: Пьер Безухов – человек абсолютно невоенный, не сразу понимает весь ужас происходящего, Андрея Болконского смертельно ранят, он не успевает принять участие в сражении, но они оказались здесь в гуще событий потому, что любят свою родину.  Отец Андрея, старый граф Болконский, был соратником Кутузова в непростое для России время. Его сын продолжает путь патриота. Историческая память – это то, что объединяет нас в единую российскую нацию. Нельзя забывать своего прошлого.  (вывод исторической памяти)

2. Любовь к родине – это высокое чувство, но в чем она проявляется в обыденной жизни? Я думаю, во-первых, в уважительном отношении к героическому прошлому, во-вторых, в желании знать историческое прошлое и гордиться им.

3. Искусство  -  важнейший  инструмент воспитания (воздействия на человека). Именно произведения литературы воспитывают в человеке основные нравственные качества – уважение к своей стране, патриотизм, толерантное отношение к другим народам и культурам. Именно мастера слова, такие как Л.Н. Толстой, И.С Тургенев, посредством своих произведений не позволяют переступить законы справедливости и милосердия, как и героям романа «Война и мир».

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

Проблема нравственного выбора.

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

Противоречивость поступков  Р.Раскольникова мы видим, с одной стороны, в его теории,согласно которой  людей делятся на «тварей дрожащих» и «право имеющих», а с другой стороны, чувство сострадания, доброты не позволяют ему остаться безучастным  к судьбе семьи Мармеладовых.  Он оставляет последние деньги на подоконнике комнаты, когда провожает Мармеладова.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» перед нравственным выбором оказывается Андрей Соколов не единожды: в первый раз в здании разрушенной церкви, когда он спасает взводного; не сломался, испугавшись за свою жизнь, вызванный к коменданту концлагеря. Даже Мюллер проникся уважением к советскому солдату, он восхищен его стойкостью, крепостью духа.

Потеряв все дорогое, значимое в своей жизни, Андрей Соколов не очерствел душой. Усыновил Ванюшку, сироту, которого случайно увидел у чайной.

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» автор на примере двух легенд ярко показывае,  какой путь выбирает каждый из героев: Ларра, преступив нравственность, обречен на вечное изгнание и презрение, а Данко, пожертвовавший своею жизнью ради людей своего племени, стал символом не только героизма, но добра и справедливости.

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» каждый из героев, так или иначе, совершает выбор, но какой, нравственный или безнравственный, решают они сами. Понтий Пилат, одобривший приговор Синедриона Иешуа, человеку невиновному, совершил безнравственный поступок. Алоизий Магарыч написал донос на Мастера, потому что преследовал корыстные цели (понравилась комната мастера). И Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, и обыватель Алоизий Магарыч, одинаково безнравственны.

Иван Бездомный после встречи и долгих разговоров с Мастером понимает, насколько бездарна была его поэзия. Он принимает решение никогда больше не писать стихов. Можно ли назвать его поступок нравственным? (нравственным выбором, просто выбор). Конечно, да.

Проблема бережного отношения к языку.

Проблема сохранения чистоты языка.

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

                                  А.С.Пушкин

 

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

                                    А.С.Пушкин

 

 

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

                                 М.Цветаева

 

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

                               С.Есенин

 

 Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

                                  Ф.Тютчев

Выучить что-нибудь из этих строк разных стихотворений (то, что написано – этого будет достаточно,хотя бы два примера)

И. С. Тургенев завещал потомкам: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! ...»

 Вспомним строки известные каждому из нас …

Как звучны и точны слова великих классиков. А что же происходит с русским языком в наше время? (в современном мире).  Что может сделать каждый из нас для сохранения русского языка? Думаю, стоит начать с самого себя. Внимательное чтение не только прозы, но и лирики позволит мне обогатить свою речь и стать более грамотным человеком.

Негативные примеры (К2) скорее всего будут в исходном для анализа тексте

6. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

 

 Берем сочинения 7 декабря

7. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

 

Пример из публицистики (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль, Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС).

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» роза – символ прекрасного хрупкого мира, окружающего нас.  Мира, который требует бережного к себе отношения, полного любви и понимания. Маленький принц укрывает розу от сквозняков стеклянным колпаком. Нашу планету не спрятать от  жестокого, бесчувственного отношения к ней человечества. Поэтому каждый из нас должен помнить о беззащитности мира природы и стараться сохранить наш его для потомков.