Уроки русского языка

Поиск

Войти

Open Panel

"РАССМОТРЕНО"

на заседании ШМО

___ Алешкова С.Ю.

(руководитель ШМО)

Протокол №

От "21" августа 2015 г.

 

"СОГЛАСОВАНО"

Зам.директора по УВР

_____ Тимербаева Г.Ф.

От "22" августа 2015г.

 

 

 

"УТВЕРЖДАЮ"

 Директор МБОУ лицей №3          ________ Яппаров У.М

От "­­26" августа 2015 г

Приказ №

 
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя русского языка
Алешковой Светланы Юдисовны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №3 МР Учалинский район РБ
По учебному курсу "Русский язык"
10 а,в класс
2015-2016 гг.

 

Структура программы

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 10-го класса составлена на  основе  Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.  (М.:Просвещение, 2009, 2010) и учитывается содержание «Примерных программ основного общего образования. «Русский язык» (М.: Просвещение, 2010,)

По Федеральному базисному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часов. Также в рабочую программу введены уроки подготовки к ЕГЭ.

            В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимаетособое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков само­стоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожден­ного языкового чутья и речемыслительных способностей школь­ников.

            Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ), и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функциональ­ного назначения) пронизывают весь курс обучения родному язы­ку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания систе­мы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию  навыков использования в речи элементов русского речевого эти­кета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает бо­лее глубокое внимание к проблеме формирования навыков выра­зительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литерату­ры. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые уме­ния, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественно­го произведения. Таким образом, уроки русского языка стано­вятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языко­вого явления как грамматического, коммуникативного и эстети­ческого феномена, развивается языковое чутье, способность оце­нивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и ре­чевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, сло­вообразовательные, лексические, грамматические), но и сформи­ровать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополни­тельного материала, расширяющего ос­новное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциа­ции вводимых лингвистических сведений продиктована неподго­товленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испы­тывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практи­чески отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам).  Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Сле­довательно, создаются необходимые условия реализации в про­цессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в дру­гих компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ

Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.

Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.

                 Раздел 2. Требования к уровню подготовки обучающихся  10 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

-          связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-          смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-          основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-          орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

-          адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

-          использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-          осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

-          осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

-          извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-          свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

-          передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

-          использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

-          создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

-           формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

-          выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

-          высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

-          владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

-          создавать устное высказывание на лингвистические темы;

-          владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

-          оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

-          проводить разные виды языкового разбора;

-          опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

-          анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

-          применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

-          грамматические нормы современного русского литературного языка;

-          соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

-          эффективно использовать языковые единицы в речи;

-          соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

-          участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

-          фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Раздел 3. Содержание рабочей программы

 

Тема раздела

Кол-во

часов

диктантов

с/р

сочинение

д/р

ЕГЭ

к/р

в т/ф

1.

Лексика. Фразеология. Лексикография.

5

1

1

     

2.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

         

3.

Словообразование. Морфемика. Орфография.

8

1

 

1

1

 

4.

Морфология.  Имя существительное.

2

         

5.

Морфология. Имя прилагательное.

3

       

1

 

Морфология. Местоимение.

1

         

6.

Морфология. Имя числительное.

1

         

7.

Морфология. Глагол.

1

         

8.

Морфология. Причастие.

4

     

1

 

9.

Морфология. Деепричастие.

1

         

10.

Морфология. Наречие.

1

         

11.

Морфология. Слова категории состояния.

1

         

12.

Морфология. Служебные части речи.

4

1

       

13.

итого

34

3

1

1

1

1

Раздел 4. Содержание учебного предмета «Русский язык» для 10 класса

 

  1. Введение. Культура речи. Слово о русском языке

Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка.

Основные термины и понятия:       

Русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира

Знать: лексическое богатство русского языка;

- стилистику русского языка;

- виды планов;

Уметь: составлять план;

- использовать эпиграф;

  1. Лексика. Фразеология. Лексикография 

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология.  Фразеологические единицы  и их употребление.

Основные термины и понятия:       

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заимствованная, диалектизмы,  профессионализмы, термины, жаргонизмы,   лексика общеупотребительная,  фразеологические обороты, основные типы словарей

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

- фразеологизмы, фразеологические выражения;

- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

- анализировать лексические средства выразительности в тексте;

- работать с различными видами словарей;

- определять лексические особенности текста;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- использование в речи изобразительно-выразительных средств;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Основные термины и понятия: 

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

            Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать мировоззрение школьников;

- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

      4.Морфемика и словообразование     Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Основные термины и понятия:

Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.     Формообразующий аффикс.

Знать: состав слова;

- способы образования слов;

- нормы формообразования;

- правописание морфем;

- морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- пользование словарями различных типов;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

  1. Морфология и орфография

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е  и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем.  Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Основные термины и понятия:

Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Знать: типы орфограмм;

- безударные гласные в корне;

- гласные после шипящих в разных частях речи;

- гласные после шипящих и Ц;

- правописание согласных в слове;

- двойные согласные;

- гласные и согласные в приставках;

- правила переноса слов;

- разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь:  определять орфограммы в словах;

- решать орфографические задачи;

- правильно писать безударные гласные в корне;

- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

- правильно писать гласные после шипящих и Ц;

- правильно писать двойные согласные;

- правильно писать гласные и согласные в приставках;

- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

- применять правила переноса в словах;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

          - использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

  1. Части речи. Имя существительное

Определение. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Падежные окончания И-Е у существительных 1,2,3 склонения. Гласные в суффиксах имен существительных: правописание суффиксов –ЕК-, -ИК-, -ЕНК-, ИНК-,  -ЕЦ-, -ИЦ-,  -ИЧК-, -ЕЧК-, ОНЬК-,-ЕНЬК-, -ЫШК-, -УШК-, -ЮШК-, -ЧИК-, -ЩИК-. Правописание сложных имен существительных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж, склонение имен существительных. Сложное слово.

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных;

- нормы формообразования имен существительных;

- морфемику имен существительных;

Уметь: производить морфологический разбор имен существительных;

- определять тип склонения, число и падеж имен существительных;

- правильно писать гласные в суффиксах имен существительных;

- правильно писать сложные имена существительные;

- решать орфографические задачи по теме;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

- умение эффективно использовать рабочее время;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков;

  1. Части речи. Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Определение. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Особенности образования прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных –К-, -СК-, -ЕВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных: слитное, дефисное.

Основные термины и понятия:

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Отыменные, отглагольные прилагательные.  Сложное имя прилагательное.

Знать: стилистические особенности употребления полных и кратких форм имен прилагательных;

- правописание сложных имен прилагательных;

- особенности сочинительной и подчинительной связи в словосочетаниях;

- образование сложных  прилагательных;

Уметь: правильно писать падежные окончания имен прилагательных»

- правильно писать суффиксы имен прилагательных;

- производить морфемный и словообразовательный анализ имен прилагательных;

- владеть правилом правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных;

- правильно писать сложные имена прилагательные;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

            - находить способы взаимодействия при работе в группе;

            -  уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

            - выделять главное, классифицировать, рефлексировать

  1. Части речи. Имя числительное

Определение. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение и правописание имен числительных: слитное, раздельное, дефисное. Употребление имен числительных в речи: «один»,  «оба», собирательных числительных.

Основные термины и понятия:

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Простые, составные, сложные имена числительные.

Знать: особенности употребления имен числительных в речи;

- сочетание имен числительных оба, обе с именами существительными;

Уметь: производить морфологический разбор имен числительных;

- правильно писать падежные окончания имен числительных;

- правильно писать сложные числительные;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

  1. Части речи. Местоимение

Местоимение как часть речи. Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. Особенности функционирования местоимений.

Основные термины и понятия:

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений.

Знать: особенности употребления местоимений в речи;

- знать разряды местоимений;

Уметь: производить морфологический разбор местоимений;

- правильно писать местоимения;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

  1. Части речи. Глагол

Глагол как часть речи. Определение. Инфинитив. Категория вида глагола. Переходность – непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов.

Основные термины и понятия:

Глагол. Морфологические признаки глагола. Спряжение глагола.  Грамматические категории глагола: вид, переходность\непереходность, наклонение, время, лицо, число. Инфинитив (неопределенная форма глагола). Две основы глагола.

Знать: особенности употребления в речи различных форм глагола;

- синонимию глагольных форм;

- способы формообразования глаголов;

Уметь: производить морфологический разбор глагола;

- правильно писать личные окончания глаголов;

- правильно писать суффиксы глаголов;

- правильно писать Ь в глагольных формах;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать; 

  1.  Части речи. Причастие

Причастие как глагольная форма. Определение. Признаки глагола. Признаки прилагательного. Морфологический разбор причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий. Правописание Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Основные термины и понятия:

Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Знать: особенности употребления причастий в речи;

- особенности правописание обособленных определений, выраженных причастным оборотом;

Уметь: производить морфологический разбор причастий;

- образовывать различные формы причастий;

- правильно писать окончания причастий;

- правильно писать гласные в суффиксах причастий;

- правильно писать Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

  1.   Части речи. Деепричастие

Определение. Признаки глагола. Признаки наречия. Образование деепричастий несовершенного вида. Образование деепричастий совершенного вида.  Морфологический разбор деепричастий.

Основные термины и понятия:

Деепричастие. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Синтаксическая роль деепричастий.

Знать: особенности употребления деепричастий в речи;

- синонимические особенности возможности употребления глагольных форм;

- особенности обособления деепричастий и деепричастных оборотов;

Уметь: производить морфологический разбор деепричастий;

- образовывать деепричастия;

- правильно писать деепричастия;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

  1.  Части речи. Наречие

Наречие как часть речи.  Определение. Обстоятельственные и определительные наречия. Образование степеней сравнения  наречия. Правописание наречий: гласные на конце наречий, слитное, раздельное, дефисное написание.

14. Части речи.  Слова категории состояния

Слова категории состояния. Омонимичность наречиям и кратким прилагательным. Степени сравнения слов категории состояния. Морфологический разбор наречий.

Основные термины и понятия:

Наречие. Морфологические признаки наречий. Наречия обстоятельственные и определительные. Степени сравнения наречий. Слова категории состояния. Степени сравнения слов категории состояния. Синтаксическая роль наречий.

Знать: особенности употребления наречий в речи;

- особенности образования наречий;

- особенности образования степеней сравнения наречий;

Уметь: производить морфологический разбор наречий;

- правильно писать гласные О-А на конце наречий;- правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

- правильно писать отрицательные наречия;

- правильно использовать  слитное, дефисное, раздельное написание наречий;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

  1.  Служебные части речи

Предлог как служебная часть речи. Функции предлога в речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные предлоги. Правописание предлогов: слитное, дефисное, раздельное написание. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Виды союзов по происхождению (производные и непроизводные), по структуре (простые и составные), по синтаксическим функциям (сочинительные и подчинительные). Правописание союзов. Правописание союзов и сходных с ними по звучанию слов других частей речи. Функции частиц в речи. Разряды частиц. Правописание частиц: раздельное написание частиц со словами, дефисное написание частиц со словами. Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ. Междометие как особый разряд слов.  Звукоподражательные слова.

Основные термины и понятия:

Типы предлогов по структуре, по значению. Союзы: подчинительные, сочинительные; простые, составные; производные, непроизводные. Разряды частиц: восклицательные, вопросительные, усилительные, указательные, отрицательные, формообразующие. Междометие. Типы междометий по значению и структуре. Звукоподражательные слова.

Знать: типы предлогов по структуре, по значению;

- союзы: простые, составные, сочинительные, подчинительные;

- разряды частиц;

- типы междометий по значению и структуре;

Уметь: отличать союзы и союзные слова;

- правильно употреблять союзы в речи;

- правильно писать частицы;

- правильно писать предлоги;

- уметь производить морфологический разбор служебных частей речи;

- отличать междометия и звукоподражательные слова;                                                                         

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- умение ставить цели, определять пути их решения;

- умение применять знания на практике;

            - самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- находить способы взаимодействия при работе в группе;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать.

Повторение

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС: 10 Б

УЧИТЕЛЬ: Исхакова Л.И.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА IТРИМЕСТР: 9

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА II ТРИМЕСТР: 12

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ЗА III ТРИМЕСТР: 13

ВСЕГО ЧАСОВ: 34

В НЕДЕЛЮ: 1

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:7

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:3

СОЧИНЕНИЯ: 3

ИЗЛОЖЕНИЙ:1

ДИКТАНТ: 2


Раздел 5. Календарно-тематическое поурочное планирование

 

Дата

Тема урока

Час

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Формы и виды контроля

 

Домашнее задание

план

факт

8.09

 

1

Слово о русском языке. Русский язык как один их мировых языков.

1

Знать о месте русского языка в современном мире; формы существования национального языка; различия меду понятиями литературный язык и язык художественной литературы.

Выразительное чтение  текста вступительной статьи; составление  сложного плана. Работа с энциклопедическим словарем, создание текста в форме рассуждения на лингвистич. тему (упр.1). Диагностирующий диктант.

Упр. 2

15.09

22.09

 

2,3

Нормы литературного языка

2

Знать основные нормы РЯ, типы нормативных словарей и справочников. Уметь: соблюдать нормы литературного языка в речевой практике, использовать нормативные словари РЯ.   

Составление тезисного плана, комплексный анализ текста, анализ вариантов употребления слов в совр. Языке, работа с нормативными словарями, редактирование. Виды контроля: тестовые задания, аналогичные А3, А5 ЕГЭ.

Урок 2: §110, упр. 514, 516.

Урок 3: §110, упр. 517.

29.09

 

4

Сочинение-рассуждение

1

Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь: выдвигать тезис, приводить аргументы и делать вывод.

Вид контроля: сочинение-рассуждение на тему «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь: читать и писать» (А.П. Чехов)

Повторить тему «Функциональные стили речи».

13.10

20.10

 

5,6

Функциональные стили речи

2

Знать: функциональные стили речи СРЯ, их признаки и жанры. Уметь: определять стилистическую принадлежность текста; анализировать лингвистические особенности каждого стиля речи; создавать тексты определенного стиля в разных жанрах.

Оставление тезисного плана, стилистический анализ текста, редактирование, объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм. Виды контроля: комплексный анализ текста, тестовые задания, аналогичные заданиям А12 – А18 ЕГЭ

Создание текста публицистического стиля в жанре эссе.

27.10

   

Диагностическое тестирование

1

Знать основные языковые явления; уметь применять свои знания на конкретных примерах, выделять главное.  

Входной контроль (тестирование)

 

3.11

 

7

Основные жанры официально-делового стиля

1

Знать: признаки и основные жанры официально-делового стиля речи; форму и структуру делового документа. Уметь: создавать текст официально-делового стиля определенного жанра; соблюдать культуру официально-делового общения.

Знакомство с формой и структурой, анализ деловых документов различных жанров, создание текстов официально-деловых документов (заявления, автобиография, резюме). Вид контроля: комплексный анализ теста.

Упр.: 527, 532, 536

10.11

 

8

Лексика. Фразеология. Лексикография.

1

Знать: основные понятия лексики и фразеологии. Уметь: выполнять лексический разбор слов; редактировать текст, устраняя нарушения лексических норм, различать слова-паронимы, определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейного звучания текста.  

Лексический разбор слов, работа с толковым и фразеологическим словарями, словарями синонимов и иностранных слов, редактирование (неуместное употребление паронимов), лексических анализ поэтических и прозаических текстов. Тестовые задания, аналогичные заданиям А2, А10 ЕГЭ

Выразительное чтение поэтических и прозаических тестов, упр.32, 33, 34, 41-42

17.11

 

9

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

1

Знать: основные понятия фонетики, графики, орфоэпии; основные нормы СРЯ. Выполнять фонетический разбор слов, опознавать явления оглушения и озвончения; применять орфоэпические нормы в практике речевого общения.

Фонетический разбор слов, транскрибирование, комментированное письмо с обозначением орфограмм и пунктограмм, сочинение-миниатюра на лингвистическую тему. Тестовые задания, аналогичные заданию А1 ЕГЭ

§13, упр. 49,тестовые задания, аналогичные заданию А1 ЕГЭ.

24.11

 

10

Морфемика. Словообразование. Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

1

Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка;  знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; морфологические и неморфологические способы образования слов. Уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования.

Морфемный и словообразовательный разбор слов, образование форм слова и новых слов, подбор синонимичных и омонимичных аффиксальных морфем, выделение производной  непроизводной основы, определение особенностей образования окказионализмов (стих-я В. Хлебникова) – упр. 80.

1.§15-16, упр.77

2.Повторить осн. способы образования слов

1.12

 

11

Принципы русской орфографии.

1

Знать: основные принципы русской орфографии. Уметь: применять морфологический, фонетический и традиционные принципы русской орфографии на письме. 

Составление тезисного плана, создание текста на лингвистическую тему в форме рассуждения: согласны ли вы с точкой зрения М.В. Панова: «Не будь орфографии, мы все время бы разглядывали одежду слова, не замечая самого слова»? Проверочный диктант с графическим обозначением орфограмм.

§18, упр. 86

8.12

 

12

Правописание гласных в корне.

1

Знать условия выбора проверяемых гласных в корне слова; обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными, классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них. .

Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм, выборочный диктант, работа с орфографическим и толковым словарями, составление таблицы «Чередующиеся корни».  

Упр. 89

15.12

 

13

Употребление гласных после шипящих и Ц

1

Знать алгоритм проверки орфограммы «Гласные о и е после шипящих и ц»; условия выбора гласных ы и после шипящих и ц. Уметь писать слова с гласными после шипящих и ц в соответствии с орфографическими нормами.

Объяснительный диктант, орфографический разбор слов, выборочный диктант, редактирование. Тестовые задания по теме: «Гласные после шипящих и Ц».

§21-22, упр. 112; подготовиться к словарному диктанту упр. 116.

22.12

 

14

Правописание согласных в корне слова.

1

Знать правила правописания проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова; необходимый минимум слов с непроизносительными и удвоенными согласными. Уметь писать слова с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносительными согласными в соответствии с орфографическими нормами.

Комментированное письмо с графическим обозначением орфограмм, выборочный диктант, конструирование предложений со словами-паронимами упр. 135., сочинение-миниатюра по опорным словам (упр. 133)

§ 23-25, упр. 136,упр. 137 -подготовиться к диктанту.

29.12

 

15

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Знать условия выбора букв З и С на конце приставок, гласные Ы и И после приставок на согл., правописание приставок –пре, -при. Уметь пользоваться толковым словарем, выполнять морфемный разбор слов.

Составление таблицы приставки –пре, -при, объяснительный диктант упр. 137, орфографич. Анализ М. Цветаевой «Б. Пастенаку» (роль приема парцелляции в раскрытии авторского замысла), работа со словарями, комплексный анализ отрывка К.Паустовского (упр.146). Тестовые завдания аналогичные заданию А14 ЕГЭ

§ 26-27, упр. 152

12.01

 

16

Употребление Ъ и Ь

1

Знать условия выбора разделительных Ъ и Ь; функции Ь в словах. Уметь употреблять Ъ и Ь.

Составление таблицы разделительные Ъ и Ь, ком. Письмо с графическим обозначением орфограмм, орфографический анализ текста, тестовые задания, аналогичные  заданию А14 ЕГЭ

Подготовиться к диктанту.

19.01

 

17

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного по орфографии»

1

Уметь воспроизводить аудированный текст, соблюдая орфографические и пунктуационные норму русского языка¸ выполнять основные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

Упр. 147      

26.01

 

18

Употребление прописных букв

1

Знать условия употребления прописных и строчных букв. Уметь употреблять прописные и строчные буквы в соответствии с орфографическими нормами.

Написание имен собственных с объяснением (упр. 159), выборочный диктант, сочинение-миниатюра.

§ 30, упр. 160,161.

2.02

 

19

Правила переноса

1

Знать основные правила переноса. Уметь переносить слова в соответствии с существующими нормами, выполнять морфемный разбор.

Деление слов для переноса, объяснительный диктант, конструирование предложений. § 31

1.§31

2. подготовить сообщение на лингвистическую тему «Основные принципы русской орфографии и отступления от них» § 18.

9.02

 

20

Имя существительное

1

Знать лексические, морфологические синтаксические признаки имени существительного, лексико-граматические разряды существительных, условия выбора гласных в суффиксах и окончаниях существительного, условия слитного и дефисного написания сложных существительных

Морфологический разбор сущ-го, работа со словарями (упр. 169), объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм, исправление ошибок в употреблении сущ-х в ф-е И.п. и Р.п. мн.ч., стилистический анализ текста (определ-е знач-я суффиксов упр. 197). Соч-е миниатюра на тему «Рождение слова»

§ 32, упр. 166, 197.

16.02

 

21

Имя прилагательное как часть речи.

1

Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды имен прилагательных, склонение  качественных, относительных, притяжательных прилагательных; уметь производить морфологический разбор, правильно писать окончания имен прилагательных.

Морфологический разбор имен прилагательных. Аналитическая работа.   Словообразовательная работа.

Развитие речи. Выразительное чтение

§ 36, упр. 199, 200, 202.

1.03

 

21

Правописание имен прилагательных.

1

Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание Н- и НН-, сложных прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании, отличать сложные прилагательные.

Творческая работа. Самостоятельная работа с учебником. Синтаксический разбор предложения.

Задание ЕГЭ - А12.

§ 39, 40, 41,  упр. 232, 242

15.03

 

22

Имя числительное как часть речи.

1

Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание имен числительных, склонение; уметь делать морфологический разбор, склонять, правильно писать имена числительные. Уметь выполнять морфологический разбор числительных, писать числ-ые в соответствии с орфографическими нормами.

Морфологический разбор числительных, склонение числительных, анализ текста (особенности употребления числительных), устранение ошибок в употреблении числ-х. Задания, аналогичные заданиям А12-18 ЕГЭ.

§41-42, составить предложения,

Упр.225, 227.

22.03

 

23

Местоимение

1

Знать особенности употребления числительных в речи; лексико-грамматические разряды местоимений, стил. и грамм особенности употребления местоимений; уметь правильно употреблять их в речи.  

Морфологический разбор местоимений, объяснит. диктант с грамм. зад, стил. анализ текста (особ-ти употребл-я мест-ий, упр.233-236), исправл-е ошибок, связ-х с неоправд-м употр-ем мест-ий). Орфографич. анализ текста, тестовые зад-я, аналогичные зад-м, А12-А18 ЕГЭ

§45, упр.231,232

29.03

 

24

Контрольный диктант по теме «Именные части речи»

1

Уметь воспроизводить аудированный текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы р.я. Выполнять морфологический разбор именных частей.

Диктант с грамматическим заданием.

Тестовые задания, аналогичные заданиям А10, В2 ЕГЭ.

5.04

 

25

Глагол как часть речи.

1

Знать определение глагола, его грамматические категории, образование глагола; уметь делать морфологический разбор, правописание суф. и окон-ий глаголов; Уметь выполнять морфолог. Разбор, определять способы словообразования и формообразования глаголов.

Составление таблицы, морфологический разбор глаголов, анализ текста (упр. 241-242), образование глагольных форм 2 л., ед. и мн.ч, 3 л., ед.ч., выборочный диктант.

§ 47, упр. 240, 243, 245.

12.04

 

26

Причастие

1

Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и прилагательного, образование, правописание; уметь находить вид и залог, различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать суффиксы причастий, условия написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Выполнять: морфологический разбор причастий, образовывать действительные и страдательные причастия

Морфологический разбор причастий, образование действительный и страдательных причастий, анализ текста (определение средств выразительности, упр. 259), соч-е-миниатюра на тему: «Наступит ли время, когда исчезнет время?» (упр. 271).

§ 49-51, упр.261-262, 265.

19.04

 

27

Деепричастие

1

Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и наречия, способы образования; уметь находить деепричастия в тексте, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно ставить запятые при деепричастных оборотах.

Морфологический разбор деепричастий, образование от данных глаголов возможных форм деепричастий, подготовка публичного выступления на лингвистическую тему (упр. 276). Тестовые задания, аналогичные заданиям А15-А17 ЕГЭ

§ 52, упр.275.

26.04

 

28

Наречие. Слова категории состояния

1

Знать лексические, морфологические и синтаксические признаки наречия; лексико-грамматические разряды наречия, грамм. особенности слов категории состояния, правила правописания наречий. Уметь выполнять морфологический разбор наречий и слов категории состояния.

Морфологический разбор наречий и слов категории состояния, выборочный диктант, конструирование предложений, сопоставление предложений (разл-е омонимичных ч.р. упр. 291).

§ 53-55, упр. 277

3.05

10.05

 

29, 30

Служебные части речи

2

Знать морфологические признаки служебных частей речи, виды предлогов, союзов и частиц, виды сочин-х и подчин-х союзов, разницу между союзами и союзными словами. Уметь выполнять морфологический разбор служебных частей речи.

Морфологич. разбор предлогов, союзов и частиц, анализ текста, замена сочетаний слов антонимичным, выборочный диктант, правописание НЕ и НИ с различными частями речи, словарный диктант. Объяснительный диктант, тест по теме. 

§ 56 – 64, упр. 301, 303, 309, 310.

17.05

24.05

 

31

32

Сочинение-рассуждение

2

Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь создавать текст в форме рассуждения

Вид самостоятельной деятельности и контроля: сочинение-рассуждение на тему: «Как вы понимаете смысл названия книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном?»

Упр. 311

31.04

 

33

Контрольная работа

1

Знать единицы языка и особенности их употребления в речи. Соблюдать языковые нормы.

Тестовые задания, аналогичные заданиям частей А, В ЕГЭ

 
   

34

Анализ контрольной работы

1

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Выполнять работу над ошибками.

   
   

35

Резервный урок

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 6. Учебно-методическое сопровождение

Основная литература

  1. Гольцова Н. Г.Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина.( 5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год.

  2. Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово», 2008-2012 год.

Дополнительная литература

1. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008

2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010

4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009

5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009

6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.

7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2008.

Образовательные электронные ресурсы:

Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

Следуйте:

vk-fill-35x35facebook-fill-35x35twitter-fill-43x35

Партнерские ссылки

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны