Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России».

 

 

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания № 4, 7,8, 9, 10, 11, 24, элементы части С.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Задачи урока:
• Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
• Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
• Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
• Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
• Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Орфоэпическая разминка
Лексико-орфографическая работа
Тренинг
Тест
Задание «Корректор»
Слайд-диктант
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Методы работы:
• по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
• по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
• по источнику знаний: словесные, практические;
• стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
• интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
• контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
• по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости знания русского языка, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:
Слайдовая презентация, медиапроектор для демонстрации, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, слайд – диктант, раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации
и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.
А.И.Куприн

1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
-Здравствуйте. Садитесь. Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. Как вы понимаете слова известного русского писателя? Выделите ключевые слова. Итак, почему же изучение русского языка – это насущная необходимость? (ответы уч-ся)
Русский язык – один из важнейших факторов единства всех народов, живущих в России.(запись темы)
2)Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.
- Ребята, радует, что вы осознаете роль русской речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Почему же это так важно? Конечно, это успешное поступление в ВУЗ. Но только ли это важно? Я напомню вам некоторые факты события и факты из истории других стран.
Известно, что после сентябрьских событий 2001 года в США много говорилось о недостатке опытных переводчиков с дари, урду и хинди, которые могли бы квалифицированно перевести и интерпретировать содержание документов, способных предотвратить атаку на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. И слабое знание английского языка людьми другой национальности, живущими в США интерпретировалось как угроза национальной безопасности страны. Во Франции 1970–1980-х безудержная экспансия английского языка была воспринята обществом как угроза потери нацией родного языка и побудила принять в 1994 г. закон о защите французского языка (закон Ж. Тубона). Его применение в бытность Ж. Ширака мэром Парижа привело к снятию с парижских улиц всех вывесок на английском языке; даже названия английских фирм переводились на французский. Исходя из этого, я прошу вас сформулировать проблему, над которой в ходе урока вы должны подумать.(ответы учащихся)Запись в тетрадь: языковая безопасность - одна из важнейших проблем современной России.
Защита языковой среды является важнейшим аспектом национальной безопасности Российской Федерации.
Нелишне напомнить, что за рубежом все разработки вокруг языковой политики и идентичности являются глубоко засекреченными, исчезли из открытой печати в 1993−1994 гг. Так же было в конце 1930-х − начале 1940-х гг., когда из открытой печати исчезли разработки по атомной энергии. Резкое снижение ценностно-мотивационного рейтинга русского языка среди прочих базовых ценностей жизни.
Какова цель нашего урока? (Цель: свободно ориентироваться в структуре КИМа ЕГЭ по русскому языку, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).

2. 1)Орфоэпическая разминка( СЛАЙД)
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание (4)На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).
Позвонишь, убрала, щелкать, начав, вовремя,загнутый,отдала, кухонный,
осведомиться, наживший, красивее, квартал, ногтя, недуг, ждала, повторенный, каталог, сорвала, вручит, довезенный.
правильно: позвонИшь, убралА, щЁлкать, начав, вОвремя, зАгнутый, отдалА, кУхонный, освЕдомиться, нажИвший, красИвее, квартАл, нОгтя, недУг, ждалА, повторЁнный, каталОг, сорвалА, вручИт, довезЁнный
Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
Слово учителя:
- Ребята, вы уже считаетесь грамотными людьми, вы уже сдали экзамен по русскому языку в 9-м классе. Какие задания ЕГЭ позволяют оценить, насколько вы владеете орфографией.
2) Слайд-диктант
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга.
(Выводит на экран слайд «Проверь соседа по парте».)
Оцените друг друга.
(Выводит на экран слайд «Критерии оценки».) Спасибо за работу.
3) Слово учителя.
- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А.С.Пушкина? (слова выведены на слайде)
Не дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шали
Иль с академиком в чепце!
Из уст румяных, без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучат нас;
Стихи введут в употребленье;
А я...какое дело мне?
Я верен буду старине.
- Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин. Какое задание ЕГЭ помогает проверит вашу грамматическую компетентность. 7. Это целых 5 баллов!
Вспомним цитаты из произведений А.П.Чехова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Рассказ Чехова «КАНИКУЛЯРНЫЕ РАБОТЫ ИНСТИТУТКИ НАДЕНЬКИ N». На прошлом уроке мы пришли к выводу: намеренно использовать такое средство выразительности может только человек, в совершенстве владеющий русским языком.

3)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в течение 5-7 минут
Раздаются карточки. Прорешав, ребята комментируют.

4)РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
Здесь отрывки из ваших сочинений, которые были написаны в четверг. Попробуйте найти ошибки и отредактировать текст. Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп.
1)Слово «поражение» противопоставлено слову «победа»
2)...жизнь нам дается для того, чтобы работать, а не для того, чтобы тратить её на познание искусства и точных наук. Во время спора между Кирсановым и Базаровым, нельзя сказать, что Базаров победил, поскольку Павел Петрович перестаёт отстаивать свою точку зрения, а Евгений начинает задаваться вопросами о том, нужен ли...
3) Болконский терпит поражение на бою...
4) победа и поражение одинаковы на вкус..
5)...побеждая, мы счастливы, ведь одни долго и упорно идут к своей победе, а другие, не теряя совести, выигрывают обманным путём...
6) Чувствам мы не подвластны. Человек не может контролировать их.
7)Предложение Анатоля «бежать из дома» уже должно было пустить в сомнение Наташу.
8)...она уже сделала решение. Решение обдуманное «холодной головой» помог Татьяне избежать...
9) ...он больше не беспокоил её, то есть вообще не писал. Тогда Желтков стал писать только на праздники...
10)...в поисках своего жизненного пути совершает множество неправильных решений...
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.
Ученик допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов.

5) Итак, работа с любым текстом (пишем ли мы, читаем ли) требует от нас определенных умений. Каких? (понимать читаемый текст, определять тему и основную мысль текста, формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные).
Как выясняется, не все ребята хорошо овладели перечисленными умениями. Но, я думаю, всё поправимо.

6) Проверка Д/З. Ответы учащихся.
7) Многие из вас испытывают затруднения с заданиями 1, 20. На прошлом уроке мы успели разобрать псевдотекст. Напомните, что обозначает данный термин.

Диана Гадельшина на прошлом занятии быстрее всех смогла «собрать» текст. Это были отрывки из «Окаянных дней» И.Бунина и статьи из учебника. Сегодня я хочу предложить вам поработать с текстом И.Бунина.
«Окаянные дни» состоят из двух частей: Москва, год 1918, и Одесса, год 1919. Бунин записывает факты, увиденные на улицах городов. В первой части уличных сцен больше, писатель проводит по Москве, передавая обрывки диалогов, газетных сообщений и даже слухов. Писатель не случайно выбирает дневниковую форму повествования – ему хотелось запечатлеть на бумаге момент жизни, который навсегда останется в памяти, снабдив его собственными размышлениями. Бунин еще в 1916 году писал: «Дневник – одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие» .
Дневник – литературно-бытовой жанр, повествование в котором ведется от первого лица, а записи датируются, следуют одна за другой повседневно. Поэтому можно говорить об откровенности и искренности жанра, о том, что через дневниковые записи создатель передает свои чувства. На публичное восприятие дневник не рассчитан, что придает описанным в нем сведениям достоверности. Благодаря форме этого жанра разрыва между временем написания и временем, о котором пишут, не происходит.
Дневник Бунина появился в 1953 году в томе берлинского собрания сочинений Бунина под названием «Окаянные дни». Бунин пишет о том, что вынудило его покинуть страну. "Окаянные дни" писались в 1917-1919 годы, а потому отразили впечатления от ужасающего факта русской истории, который нередко именуют величайшей катастрофой.
В книге Бунина кроме гнева на большевизм и революцию присутствует жалость, боль за Россию, за народ, за культуру, за гибель прошлого, за ужас настоящего. Бунин пишет свой дневник, чтобы «указать на страшную болезнь, поразившую общество; распадение душ, совести, веры, языка, утверждение принципа "все позволено" во всей массе народа, что равносильно самоуничтожению» . Этим произведением он пытается спасти страну.
Прослушав его, подумайте и ответьте, что помогает понять бунинский текст.

«литературоведы» (объясняют тему и идею текста);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность - комплексный анализ текста.

Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы.
Основной алгоритм

1. Выпишите ключевые слова текста.
2. Найдите в словаре объяснение слов в переносном значении.
3. Исследуйте синтаксические конструкции текста.

Слово учителя.
В. Шефнер. «Слова»

1)Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.

2)Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

3)Есть слова — словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

4)Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

5)Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

6)Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

7)Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

8)Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них в огне и дыму.

9)Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

10)Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,

11)Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

12)Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым талоном их в сердце храни!

13)И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

14)Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помощь!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

6.Объясните, в чем заключаются ошибки в следующих предложениях?

1. На птичьем дворе петух доминирует над курами. 3. Бабушка инкриминировала внуку исчезновение 5 килограммов конфет «Птичье молоко». На что внук ответил, что на подобные инсинуации он не собирается обращать внимание. 4. Мама наложила вето на решение отца купить сыну скутер. 5. Учитель ратифицировал решение класса пойти всем вместе в театр.6. Только с санкции директора школы можно провести праздничную дискотеку. 7. По тротуару прохаживаются тинейджеры. 8. На перемене подрались два первоклассника, на что директор заметил: «Подобные эксцессы возникают в последнее время слишком часто», 9. Эти проблемы обсуждались лишь в школьных кулуарах. 10. Сегодня в нашем классе состоялась презентация нового ученика. 11.Теперь ему надо натурализоваться в нашем классе. 12. На уроках физкультуры мы выстраиваемся в строго определенную иерархию.

Раздаточный материал.

...1)Напечатан новый список расстрелянных – «в порядке проведения в жизнь красного террора» – и затем статейка:
2) «Весело и радостно в клубе имени товарища Троцкого.3) Большой зал бывшего Гарнизонного Собрания, где раньше ютилась свора генералов, сейчас переполнен красноармейцами. 4) Особенно удачен был последний концерт. 5) Сначала исполнен был „Интернационал", затем товарищ Кронкарди, вызывая интерес и удовольствие слушателей, подражал лаю собаки, визгу цыпленка, пению соловья и других животных, вплоть до пресловутой свиньи...»
6)«Визг» цыпленка и «пение соловья и прочих животных» – которые, оказывается, тоже все «вплоть» до свиньи поют, – этого, думаю, сам дьявол не сочинил бы. 7)Почему только свинья «пресловутая» и перед подражанием ей исполняют «Интернационал»?
8)Конечно, вполне «заборная литература». 9) Но ведь этим «забором», таким свинским и интернациональным, делается чуть не вся Россия, чуть не вся русская жизнь, чуть не все русское слово, и возможно ли будет когда-нибудь из-под этого забора выбраться? 10) А потом – ведь эта заборная литература есть кровная родня чуть не всей «новой» русской литературе...
11)– Вы домой? – говорю как-то писателю Осиповичу, прощаясь с ним на улице.
12) Он отвечает:
– Отнюдь!
13) Как я ему растолкую, что так по-русски не говорят? 14) Не понимает, не чует:
– 15) А как же надо сказать? По-вашему, отнюдь нет? Но какая разница?
16) Разницы он не понимает. 17) Ему, конечно, простительно, он одессит.
... 18) Сколько стихотворцев и прозаиков делают тошнотворным русский язык, беря драгоценные народные сказания, сказки, «словеса золотые» и бесстыдно выдавая их за свои, оскверняя их пересказом на свой лад и своими прибавками, роясь в областных словарях и составляя по ним какую-то похабнейшую в своем архируссизме смесь, на которой никто и никогда на Руси не говорил и которую даже читать невозможно! ..
19) Язык ломается, болеет и в народе. 20) Спрашиваю однажды мужика, чем он кормит свою собаку. 21)Отвечает:
– Как чем? Да ничем, ест что попало: она у меня собака съедобная.
22)Все это всегда бывало, и народный организм все это преодолел бы в другое время. 23) А вот преодолеет ли теперь? (И.Бунин «Окаянные дни»1918г.)

1)Позвонишь, убрала, щелкать, начав, вовремя, загнутый, отдала, кухонный,
осведомиться, наживший, красивее, квартал, ногтя, недуг, ждала, повторенный, каталог, сорвала, вручит, довезенный.

Неразб..риха, д..фференцировать, см..риться, ун..кальный, пр..тендовать, возр..стной, пол..гать, вд..леке, пок..ление, рест..врация, свер..вший, отуч..шься, пересуш..шь, перегруж..нный, немысл..мый, раскол..шь, неслыш..мый, муч..вшийся, движ..мый, помн..шь, рассла..вавшийся , недогадл..во, врач..вать, щавел..вый.

Позвонишь, убрала, щелкать, начав, вовремя, загнутый, отдала, кухонный,
осведомиться, наживший, красивее, квартал, ногтя, недуг, ждала, повторенный, каталог, сорвала, вручит, довезенный.

Неразб..риха, д..фференцировать, см..риться, ун..кальный, пр..тендовать, возр..стной, пол..гать, вд..леке, пок..ление, рест..врация, свер..вший, отуч..шься, пересуш..шь, перегруж..нный, немысл..мый, раскол..шь, неслыш..мый, муч..вшийся, движ..мый, помн..шь, рассла..вавшийся , недогадл..во, врач..вать, щавел..вый.

Позвонишь, убрала, щелкать, начав, вовремя, загнутый, отдала, кухонный,
осведомиться, наживший, красивее, квартал, ногтя, недуг, ждала, повторенный, каталог, сорвала, вручит, довезенный.

Неразб..риха, д..фференцировать, см..риться, ун..кальный, пр..тендовать, возр..стной, пол..гать, вд..леке, пок..ление, рест..врация, свер..вший, отуч..шься, пересуш..шь, перегруж..нный, немысл..мый, раскол..шь, неслыш..мый, муч..вшийся, движ..мый, помн..шь, рассла..вавшийся , недогадл..во, врач..вать, щавел..вый.

Позвонишь, убрала, щелкать, начав, вовремя, загнутый, отдала, кухонный,
осведомиться, наживший, красивее, квартал, ногтя, недуг, ждала, повторенный, каталог, сорвала, вручит, довезенный.

Неразб..риха, д..фференцировать, см..риться, ун..кальный, пр..тендовать, возр..стной, пол..гать, вд..леке, пок..ление, рест..врация, свер..вший, отуч..шься, пересуш..шь, перегруж..нный, немысл..мый, раскол..шь, неслыш..мый, муч..вшийся, движ..мый, помн..шь, рассла..вавшийся , недогадл..во, врач..вать, щавел..вый.