Задания для муниципального этапа олимпиады школьников

по русскому языку

11 КЛАСС

В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.

1. Какие из перечисленных языков не входят в славянскую языковую группу?

1) хорватский;

2) македонский;

3) латышский;

4) болгарский.

2. Закончите перевод со старославянского языка предложения «Бых яко нощный вран на нырищи» «Я стал как ночной ворон…»:

1) в норе;

2) на развалинах, руинах;

3) на ветвях.

3. Кто из русских классиков метафорически переосмыслил профессиональное слово «стушеваться» и ввел его в русский язык?

1) А.С. Пушкин;

2) Н.В. Гоголь;

3) И.С. Тургенев;

4) Ф.М. Достоевский.

4. Кому из поэтов 20 века принадлежат слова улетавль, оснегурить, красавда, усмеяльно, младуга?

1) И.Северянин;

2) В.Маяковский;

3) В. Хлебников;

4) Л. Крученых

5. В каком слове есть ошибка в выделении морфем:

1) у-див-и- тельн-ый;

2) ото-сп-л-ю-сь;

3) об-лед-ене-л-ый;

4) суточ-н-ый.

6. Каково значение слова «алтын» в следующем предложении  Одна беда: Маша, девка на выданье, а какое у нее приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег?

1) три копейки;

2) десять копеек;

3) пять копеек;

4) две копейки.

 

 

 

 

7.  Идиомы – это:

1) устойчивые сочетания слов различного типа;

2) устойчивые объединения, значение которых неразложимо на значения составляющих их компонентов;

3) устойчивые изречения, появившиеся в языке из определённого источника.

8. Ученый А.М. Селищев в книге «Диалектологический очерк Сибири» приводит дразнилку на носителей одного из диалектов: «Посол шам по штанам, а шобаку оштавил вош караулить».

Какое диалектное явление здесь отражено?

1) замена шипящих согласных на свистящие;

2) замена свистящих согласных на шипящие;

3) замена шипящих согласных на свистящие, а свистящих – на

    шипящие.

10. В каком ряду ударение в словах падает на третий слог?

1) заговор, феерия, ходатайство;

2) дремота, драматургия, анатом;

3) физиолог, договор, славянин;

4) осмысление, нефтепровод, жалюзи.

11. В каком слове под ударением произносится [о] (орфографически ё)?

1) валежник;

2) опека;

3) истекший (день);

4) скабрезный.

12. В каком ряду все несклоняемые существительные мужского рода?

1) какаду, Баку, торнадо

2) драже, кофе, Миссисипи

3) Онтарио, атташе, шоу

4) фиаско, Токио, факсимиле

13. Найдите ряд существительных с ошибкой в образовании формы родительного падежа множественного числа

1) капель, сплетен, полотенец

2) англичан, якутов, турок

3) шорт, валенков, чулок

4) вольт, ампер, ватт

14. В каком словосочетании содержится плеоназм (смысловая избыточность)?

1) изящный сувенир;

2) подробная автобиография;

3) совместное сотрудничество;

4) выразительная мимика.

15. В каком из приведенных ниже предложений допущена речевая ошибка?

1) Самокритичность далеко не всегда является показателем заниженной

     самооценки.

2) Молодые люди, проводящие долгие часы перед зеркалом, делают это

     не из-за самодовольства, а в большинстве случаев из-за чувства

  тревоги.

3) Надо различать критическое отношение к себе тех подростков,

    которые проявляют склонность к депрессии, и тех, кто в своих   

    стремлениях выбрал слишком высокий критерий для подражания.

4) Одни юноши и девушки оценивают себя по личным

    достижениям, другие представляют возможность окружающим

    влиять на самооценку.

16. Сколько прилагательных в предложении?

Вечером обычно равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее наружность; мне неприятно и даже смешно то, что пробуждало в прежние годы живое движение лица и неумолчные речи; и безучастное молчание хранят недвижные уста.

1) 8;

2) 7;

3) 6;

4) 5.

17. Укажите синтаксическую роль инфинитива в предложении Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним. 

1) определение;

2) дополнение;

3) сказуемое;

4) обстоятельство.

18. Отметьте сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным (знаки препинания не расставлены).

1) Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг.

2) Савельич явился с известием что лошади готовы.

3) На другой день рождества Николай обедал дома что в последнее

    время редко случалось с ним.

4) Городок стоял высоко над Окой среди таких просторов что от них

    захватывало сердце.

19. Сколько односоставных предложений в приведенном тексте?

Вечером собрались в парк. Ждем только деда. Обещал прийти с собакой, нашей любимицей Кнопкой. Уже темнеет, а деда все нет. Выходим без него. У входа в парк бегает Кнопка. Удивленно повизгивает. А где дед? Спрятался от нас за кустом сирени.

1) 7;

2) 6;

3) 5;

4) 4.

20. Прочтите миниатюру Д.С. Лихачева «О патриотизме». Определите стилевые тенденции этого текста (художественный, научный и т.п.).  Свои предположения о стиле текста обоснуйте с помощью анализа языковых его особенностей. Лексика какого характера преобладает в тексте?

Какие темы поднимает автор? Выберите одну и напишите сочинение-миниатюру, озаглавив его.

Д.С Лихачев

Раздумья

О воспитании патриотизма

Я люблю Древнюю Русь.

В чем отличие моей любви от некоторых славянофильских идеализаций Древней Руси? Славянофилы не замечают никаких недостатков.  Они восхищены красотой древнерусской жизни, которая действительно в каких-то отношениях была красива, хотя в других – и очень некрасива.

В Древней Руси было очень много таких сторон, которыми отнюдь не следовало бы восхищаться. Но тем не менее я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку чрезвычайно интенсивную в разных группах общества исправить недостатки: и среди военных, и среди крестьянства, и среди писателей. Недаром в Древней Руси так была развита публицистика –  публицистика, иногда сопряженная с очень реальными опасностями для ее авторов. Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонять народ от постоянных вторжений, – она меня и притягивает.

Я очень люблю старообрядчество – не за самые идеи старообрядчества, а за ту тяжелую, убежденную борьбу, которую старообрядцы вели, особенно на первых этапах, когда старообрядчество было крестьянским движением, когда оно смыкалось с движением Степана Разина. Соловецкое восстание ведь было поднято после разгрома разинского движения беглыми разинцами, рядовыми монахами, у которых были на Севере очень сильные крестьянские корни. Это была борьба не только религиозная, но и социальная.

Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке и все освещать.

Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества.