Задания для муниципального этапа олимпиады школьников
по русскому языку
11 КЛАСС
В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.
1. Какие из перечисленных языков не входят в славянскую языковую группу?
1) хорватский;
2) македонский;
3) латышский;
4) болгарский.
2. Закончите перевод со старославянского языка предложения «Бых яко нощный вран на нырищи» – «Я стал как ночной ворон…»:
1) в норе;
2) на развалинах, руинах;
3) на ветвях.
3. Кто из русских классиков метафорически переосмыслил профессиональное слово «стушеваться» и ввел его в русский язык?
1) А.С. Пушкин;
2) Н.В. Гоголь;
3) И.С. Тургенев;
4) Ф.М. Достоевский.
4. Кому из поэтов 20 века принадлежат слова улетавль, оснегурить, красавда, усмеяльно, младуга?
1) И.Северянин;
2) В.Маяковский;
3) В. Хлебников;
4) Л. Крученых
5. В каком слове есть ошибка в выделении морфем:
1) у-див-и- тельн-ый;
2) ото-сп-л-ю-сь;
3) об-лед-ене-л-ый;
4) суточ-н-ый.
6. Каково значение слова «алтын» в следующем предложении Одна беда: Маша, девка на выданье, а какое у нее приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег?
1) три копейки;
2) десять копеек;
3) пять копеек;
4) две копейки.
7. Идиомы – это:
1) устойчивые сочетания слов различного типа;
2) устойчивые объединения, значение которых неразложимо на значения составляющих их компонентов;
3) устойчивые изречения, появившиеся в языке из определённого источника.
8. Ученый А.М. Селищев в книге «Диалектологический очерк Сибири» приводит дразнилку на носителей одного из диалектов: «Посол шам по штанам, а шобаку оштавил вош караулить».
Какое диалектное явление здесь отражено?
1) замена шипящих согласных на свистящие;
2) замена свистящих согласных на шипящие;
3) замена шипящих согласных на свистящие, а свистящих – на
шипящие.
10. В каком ряду ударение в словах падает на третий слог?
1) заговор, феерия, ходатайство;
2) дремота, драматургия, анатом;
3) физиолог, договор, славянин;
4) осмысление, нефтепровод, жалюзи.
11. В каком слове под ударением произносится [о] (орфографически ё)?
1) валежник;
2) опека;
3) истекший (день);
4) скабрезный.
12. В каком ряду все несклоняемые существительные мужского рода?
1) какаду, Баку, торнадо
2) драже, кофе, Миссисипи
3) Онтарио, атташе, шоу
4) фиаско, Токио, факсимиле
13. Найдите ряд существительных с ошибкой в образовании формы родительного падежа множественного числа
1) капель, сплетен, полотенец
2) англичан, якутов, турок
3) шорт, валенков, чулок
4) вольт, ампер, ватт
14. В каком словосочетании содержится плеоназм (смысловая избыточность)?
1) изящный сувенир;
2) подробная автобиография;
3) совместное сотрудничество;
4) выразительная мимика.
15. В каком из приведенных ниже предложений допущена речевая ошибка?
1) Самокритичность далеко не всегда является показателем заниженной
самооценки.
2) Молодые люди, проводящие долгие часы перед зеркалом, делают это
не из-за самодовольства, а в большинстве случаев из-за чувства
тревоги.
3) Надо различать критическое отношение к себе тех подростков,
которые проявляют склонность к депрессии, и тех, кто в своих
стремлениях выбрал слишком высокий критерий для подражания.
4) Одни юноши и девушки оценивают себя по личным
достижениям, другие представляют возможность окружающим
влиять на самооценку.
16. Сколько прилагательных в предложении?
Вечером обычно равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее наружность; мне неприятно и даже смешно то, что пробуждало в прежние годы живое движение лица и неумолчные речи; и безучастное молчание хранят недвижные уста.
1) 8;
2) 7;
3) 6;
4) 5.
17. Укажите синтаксическую роль инфинитива в предложении Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним.
1) определение;
2) дополнение;
3) сказуемое;
4) обстоятельство.
18. Отметьте сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным (знаки препинания не расставлены).
1) Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг.
2) Савельич явился с известием что лошади готовы.
3) На другой день рождества Николай обедал дома что в последнее
время редко случалось с ним.
4) Городок стоял высоко над Окой среди таких просторов что от них
захватывало сердце.
19. Сколько односоставных предложений в приведенном тексте?
Вечером собрались в парк. Ждем только деда. Обещал прийти с собакой, нашей любимицей Кнопкой. Уже темнеет, а деда все нет. Выходим без него. У входа в парк бегает Кнопка. Удивленно повизгивает. А где дед? Спрятался от нас за кустом сирени.
1) 7;
2) 6;
3) 5;
4) 4.
20. Прочтите миниатюру Д.С. Лихачева «О патриотизме». Определите стилевые тенденции этого текста (художественный, научный и т.п.). Свои предположения о стиле текста обоснуйте с помощью анализа языковых его особенностей. Лексика какого характера преобладает в тексте?
Какие темы поднимает автор? Выберите одну и напишите сочинение-миниатюру, озаглавив его.
Д.С Лихачев
Раздумья
О воспитании патриотизма
Я люблю Древнюю Русь.
В чем отличие моей любви от некоторых славянофильских идеализаций Древней Руси? Славянофилы не замечают никаких недостатков. Они восхищены красотой древнерусской жизни, которая действительно в каких-то отношениях была красива, хотя в других – и очень некрасива.
В Древней Руси было очень много таких сторон, которыми отнюдь не следовало бы восхищаться. Но тем не менее я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку чрезвычайно интенсивную в разных группах общества исправить недостатки: и среди военных, и среди крестьянства, и среди писателей. Недаром в Древней Руси так была развита публицистика – публицистика, иногда сопряженная с очень реальными опасностями для ее авторов. Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонять народ от постоянных вторжений, – она меня и притягивает.
Я очень люблю старообрядчество – не за самые идеи старообрядчества, а за ту тяжелую, убежденную борьбу, которую старообрядцы вели, особенно на первых этапах, когда старообрядчество было крестьянским движением, когда оно смыкалось с движением Степана Разина. Соловецкое восстание ведь было поднято после разгрома разинского движения беглыми разинцами, рядовыми монахами, у которых были на Севере очень сильные крестьянские корни. Это была борьба не только религиозная, но и социальная.
Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке и все освещать.
Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества.