Тематический план курса занятий, направленных на подготовку учащихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.

Тема занятия

Базовый уровень подготовки

Сроки

по плану

Сроки

факт.

1.

Первоучители словенские.

Знать, как и кем была создана славянская азбука.

   

2.

Славянская азбука.

Объяснить, как возникла кириллица и как она стала нашей основной азбукой.

   

3.

Азбучный имяслов.

Уметь названия букв кириллицы.

   

4.

Азбучный имяслов.

Знать о происхождении церковнославянского языка и его роли.

   

5.

История буквыѢ (ять)

Знать историю буквыѢ . уметь читать слова с этой буквой ( в старой орфографии)

   

6.

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка.

Уметь объяснять написание слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных.

   

7.

Фонетические старославянизмы в русском языке.

Знать о фонетических «приметах» старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.

   

8.

Современные приметы старинных слов.

Уметь правильно писать слова с полногласием/ неполногласием, уметь исторически проверять такие слова.    

9.

Исторические чередования звуков в русском языке.

Знать основные виды исторических чередований в русском языке. Находить слова с историческим чередованием. Формировать умения записывать слова в фонетической транскрипции.

   

10.

Исторические изменения в составе слова.

Знать основные причины чередований звуков и упрощения сочетания звуков в современном русском языке. знать суть процесса «опрощения» отличать исторический состав слова и его современную структуру.

   

11.

Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы.

Знать суть процесса «переразложение» и «сращение». Умение правильно определять морфемный состав заимствованных слов. Правильный разбор по составу слов иноязычного происхождения.

   

12.

К истокам слова.

Уметь проверять безударную гласную слова исторически. Подбирать исторически родственные слова. Делать этимологический анализ исконно русских слов.

   

13.

К истокам слова.

Безошибочное письмо исконно русских слов.

   

14.

Словообразовательные славянизмы.

Знать приметы словообразовательных славянизмов. Находить словообразовательные славянизмы в русском языке.

   

15.

Обучение написанию сжатого изложения.

Знать приемы сжатия лингвистического текста. Уметь кратко пересказывать лингвистический текст.

   

16.

Московская норма произношения.

Знать особенности нормы московского произношения. Уметь сделать фонетическую запись речи и соотнести записанное с московской нормой произношения.

   

17.

Текущий контроль.

Решение олимпиадных задач.

   

18.

Текущий контроль.

Решение олимпиадных задач.

   

19.

Живое слово Владимира Ивановича Даля.

Знать понятия: «корневое значение слова», «ветвенное значение слова»

   

20.

Лексическое значение слова. Словарная статья.

Знать общее строение словарной статьи в словаре В.И.Даля. уметь находить в словарной статье однокоренные слова.

   

21.

Заимствованные слова в русском языке.

Знать основные иноязычные аффиксы. Безошибочно писать слова с иноязычными элементами: аква-, авиа-, терра-, -тека, библио- и др.

   

22.

Заимствованные слова из латинского языка.

Уметь объяснить значение заимствованных лингвистических терминов.

   

23.

Друг и враг человеческий.

Знать русские пословицы и поговорки о языке и речи, понимать их образный и притчевый смысл.

   

24.

Крылатая мудрость народа.

Уметь толковать первоначальное значение и образный смысл русских пословиц и поговорок.

   

25.

Источники происхождения фразеологизмов.

Знать основные источники происхождения фразеологизмов.

   

26.

Роль фразеологизмов в художественном тексте.

Анализировать текст художественного произведения с учетом значения фразеологизмов, употребленных в нем.

   

27.

Контрольная работа.

     

28.

Происхождение названия русских падежей.

Знать происхождение названий русских падежей. Уметь находить звательную форму в тексте.

   

29.

История падежных форм имени существительного.

Знать историю возникновения вариантов падежных окончаний.

   

30.

Количество в числе.

Знать историю становления категории числа в современном русском языке. Объяснять остаточные формы двойственного числа в языке.

   

31.

Числовая картина мира.

Знать числовое значение букв кириллицы. Знать историю русского календарного счета.

   

32.

История происхождения имени числительного.

Знать историю происхождения имени числительного. Правильно писать современные числительные.

   

33.

История изменений личных местоимений.

Объяснять возникновение языковых фактов: возвратного суффикса –ся и т.д.

   

34.

История развития форм глагола.

Знать историю глагола – связки быть.