Тематический план курса занятий, направленных на подготовку учащихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку.
№ |
Тема занятия |
Базовый уровень подготовки |
Сроки по плану |
Сроки факт. |
1. |
Первоучители словенские. |
Знать, как и кем была создана славянская азбука. |
||
2. |
Славянская азбука. |
Объяснить, как возникла кириллица и как она стала нашей основной азбукой. |
||
3. |
Азбучный имяслов. |
Уметь названия букв кириллицы. |
||
4. |
Азбучный имяслов. |
Знать о происхождении церковнославянского языка и его роли. |
||
5. |
История буквыѢ (ять) |
Знать историю буквыѢ . уметь читать слова с этой буквой ( в старой орфографии) |
||
6. |
Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. |
Уметь объяснять написание слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных. |
||
7. |
Фонетические старославянизмы в русском языке. |
Знать о фонетических «приметах» старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке. |
||
8. |
Современные приметы старинных слов. |
Уметь правильно писать слова с полногласием/ неполногласием, уметь исторически проверять такие слова. | ||
9. |
Исторические чередования звуков в русском языке. |
Знать основные виды исторических чередований в русском языке. Находить слова с историческим чередованием. Формировать умения записывать слова в фонетической транскрипции. |
||
10. |
Исторические изменения в составе слова. |
Знать основные причины чередований звуков и упрощения сочетания звуков в современном русском языке. знать суть процесса «опрощения» отличать исторический состав слова и его современную структуру. |
||
11. |
Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы. |
Знать суть процесса «переразложение» и «сращение». Умение правильно определять морфемный состав заимствованных слов. Правильный разбор по составу слов иноязычного происхождения. |
||
12. |
К истокам слова. |
Уметь проверять безударную гласную слова исторически. Подбирать исторически родственные слова. Делать этимологический анализ исконно русских слов. |
||
13. |
К истокам слова. |
Безошибочное письмо исконно русских слов. |
||
14. |
Словообразовательные славянизмы. |
Знать приметы словообразовательных славянизмов. Находить словообразовательные славянизмы в русском языке. |
||
15. |
Обучение написанию сжатого изложения. |
Знать приемы сжатия лингвистического текста. Уметь кратко пересказывать лингвистический текст. |
||
16. |
Московская норма произношения. |
Знать особенности нормы московского произношения. Уметь сделать фонетическую запись речи и соотнести записанное с московской нормой произношения. |
||
17. |
Текущий контроль. |
Решение олимпиадных задач. |
||
18. |
Текущий контроль. |
Решение олимпиадных задач. |
||
19. |
Живое слово Владимира Ивановича Даля. |
Знать понятия: «корневое значение слова», «ветвенное значение слова» |
||
20. |
Лексическое значение слова. Словарная статья. |
Знать общее строение словарной статьи в словаре В.И.Даля. уметь находить в словарной статье однокоренные слова. |
||
21. |
Заимствованные слова в русском языке. |
Знать основные иноязычные аффиксы. Безошибочно писать слова с иноязычными элементами: аква-, авиа-, терра-, -тека, библио- и др. |
||
22. |
Заимствованные слова из латинского языка. |
Уметь объяснить значение заимствованных лингвистических терминов. |
||
23. |
Друг и враг человеческий. |
Знать русские пословицы и поговорки о языке и речи, понимать их образный и притчевый смысл. |
||
24. |
Крылатая мудрость народа. |
Уметь толковать первоначальное значение и образный смысл русских пословиц и поговорок. |
||
25. |
Источники происхождения фразеологизмов. |
Знать основные источники происхождения фразеологизмов. |
||
26. |
Роль фразеологизмов в художественном тексте. |
Анализировать текст художественного произведения с учетом значения фразеологизмов, употребленных в нем. |
||
27. |
Контрольная работа. |
|||
28. |
Происхождение названия русских падежей. |
Знать происхождение названий русских падежей. Уметь находить звательную форму в тексте. |
||
29. |
История падежных форм имени существительного. |
Знать историю возникновения вариантов падежных окончаний. |
||
30. |
Количество в числе. |
Знать историю становления категории числа в современном русском языке. Объяснять остаточные формы двойственного числа в языке. |
||
31. |
Числовая картина мира. |
Знать числовое значение букв кириллицы. Знать историю русского календарного счета. |
||
32. |
История происхождения имени числительного. |
Знать историю происхождения имени числительного. Правильно писать современные числительные. |
||
33. |
История изменений личных местоимений. |
Объяснять возникновение языковых фактов: возвратного суффикса –ся и т.д. |
||
34. |
История развития форм глагола. |
Знать историю глагола – связки быть. |