Урок — КВН по русскому языку

«Знай и люби русский язык»

  1. Лингвистическая разминка.

1. Руссий язык богат суффиксами, образующими слова, назвающими лиц мужского рода по профессии: учитель, строитель, таксист, литейщик.

(на листке — 2 участника)

- Назовите слова с суффиксом -ист- ( радист, бульдозерист, сценарист, таксист, моторист, планерист, парашютист)

2. Записать на листочке слова с последним корнем:

-воз-

паровоз

тепловоз

электровоз

бензовоз

водовоз

-ход-

теплоход

пароход

дымоход

вездеход

скороход

  1. Приветствие команд. У команды должно быть название, эмблема, обращение к сопернику в форме стихотворения или послания в шутливой форме.
  2. Конкурс эрудитов русского языка

- Сколько фразеологизмов в тексте?

1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет!

_ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки!

2. - Спору, нет — горячая голова!

Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!

  1. Конкурс смекалистых (разгадывание ребусов)

1. сова  2. век  3. полка  4. лось

  1. Конкурс болельщиков.
  2. «Лингвистические загадки и шарады».

1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)

2. Каких камней не найдёшь в море? (Сухих)

3. Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской)

4. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)

5. Какой лошадь бывает. Когда её покупают? (Мокрой)

6. О чём ведётся разговор?

-Это чёрная?

- Нет, это красная.

-А почему белая?

- Потому что зелёная. (О смородине)

7. Шарады

а) Нота — мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог,

И разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица (Мина)

б) Нота первый будет слог.

Чац, уж угадали?

Металлический кружок-

Слог второй. Узнали?

Третий слог мой — буква «к»!

Целое — на грядке.

Со сметаною всегда

Славно съесть разгадку!  (Редиска)

в) Начало-птицы вещей крик.

Коней (секретец не велик)-

То, что вам надо проставлять,

Когда кончаете писать,-

Иначе трудно смысл понять.

Когда ж к фотографу пойдём,

Тогда всё целое найдём. (Карточка)

  1. Блиц-турнир.

Вопросы-ответы команд друг другу.

1. Какой бор не имеет листвы и хвои?

2. Какую сточку не сможет прочесть ни один учёный?

3. Всякий ли пар способенподниматься  кверху?

4. Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов? (Дипломатическое обращение одного правительства к другому)

  1. Крнкурс капитанов.

1. Разминка. Кто больше?  Название цветов, роза — тюльпан и т. д.

2. Вспомните пословицы и поговорки, фразеологизмы со словом семь.

(Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес света, семеро одного не ждут; семь раз отмерь, один раз отрежь; семь пядей во лбу; до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать, семь вёрст до небес, семь бед- один ответ)

- Чем объяснить эту магическую цифру?

( 4 тыс. лет назад на территории Ирака наблюдали за светилами; лунный месяц- 28 суток разделили на 4 части — неделя. Цифра семь считалась священной.

  1. «Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых в левом столбике, а другая — в правом)
  2. Восстановите руские пословицы.

1. Глаза, колоть, правда.

Где, и, рыть, строить, там.

2. Выспаться, и, как, постелить, так.

Ветер, лаять, носить, собака.

  1. «Найди имя собственное»

Азбука Морзе

  1. К фразеологизмам 1-го столбика подберите синонимычные фразеологизмы 2-го столбика, например, оставить с носом — втереть очки
  2. Подведение итогов.

 

 

Сколько фразеологизмов в тексте?

1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет!

_ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки!

Сколько фразеологизмов в тексте?

2. - Спору, нет — горячая голова!

Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!

 
  1. . Глаза, колоть, правда.
  2. Где, и, рыть, строить, там.
  3. . Выспаться, и, как, постелить, так.
  4. Ветер, лаять, носить, собака.
 
 

-ход-

-воз-

 
           

1.Шапка

Гордий

2.Столпотворение

Прометей

3.Пята

Тантал

4. Побоище

Мономах

5. Муки

Мамй

6. Огонь

Ахиллес

7. Узел

Вавилон

1. Близнецы

Диоген

2. Верста

Аладин

3. Конюшни

Ариадна

4. Лампа

Эзоп

5.Нить

Коломна

6. Бочка

Авгий

7. Язык

Сиам

1 Учинить расправу

Задать баню

2За тридевять земель

Повесить голову

3Два сапога пара

Разделать под орех

4Задать перцу

Куда Макр телят негонял

5Повесить нос

Одного поля ягоды

1Выплакать все глаза

Овчика выделки не стоит

2Хоть пруд пруди

Утопать в слезах

3Оставить с носом

Обвести вокруг пальца

4Стреляный воробей

Как собак нерезаных

5Игра не стоит свеч

Тёртый калач

Что посеешь...

А на гору хоть плачь

У кого желчь во рту......

И меч не сечёт

Под гору вскачь.....

Неделей раньше пожнёшь

Повинную голову....

То и раньше пожнёшь

Днём раньше посеешь....

Тому всё горько

 

 

Чем бы дитя ни тешилось...

Кормит всех сплошь

День да ночь...

Не говори, что не дюж

Взялся за гуж...

Лишь бы не плакало

Матушка — рожь..

А правду режь

Хлеб- соль ешь,...

И сутки прочь