ЕГЭ по русскому языку

Поиск

Войти

Open Panel

 (1) Изобретение в конце 40-х годов ХХ века транзистора стало одной из крупнейших вех в истории электроники. (2) Электронные лампы, которые до этого в течение долгого времени были непременным и главнейшим элементом всех радио- и электронных устройств, имели много недостатков: к ним нужно отнести прежде всего механическую непрочность ламп, малый срок их службы, большие габариты, невысокий коэффициент полезного действия из-за больших тепловых потерь на аноде.

(3) ..., когда на смену этим лампам во второй половине ХХ века пришли полупроводниковые элементы, не обладавшие ни одним из перечисленных изъянов, в радиотехнике и электронике произошел настоящий переворот.

 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Полупроводниковые элементы в конце 40-х годов ХХ века сменили в радио- и электронных устройствах непрочные и большие электронные лампы.

2) Недостатками полупроводниковых элементов можно считать их большие габариты и малый срок службы.

3) Во второй половине ХХ века революционным в радиотехнике и электронике можно считать замену полупроводниковыми элементами электронных ламп, использовавшихся в радио- и электронных устройствах и имевших много существенных недостатков.

 4) В радиотехнике и электронике произошёл настоящий переворот, когда во второй половине ХХ века на смену полупроводниковым элементам пришли компактные и прочные электронные лампы с большим коэффициентом полезного действия.

5) Настоящим переворотом в радиотехнике и электронике во второй половине ХХ века стала замена в радио- и электронных устройствах больших и непрочных электронных ламп компактными полупроводниковыми элементами.

 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 В свою очередь               Даже

Наоборот                        Хотя

Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЭЛЕМЕНТ. Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ЭЛЕМЕНТ -а; м.

1) Составная часть чего-л.; компонент. Разложить целое на э. Составные э. чего-л. // Характерное движение, одна фигура какого-л. упражнения, танца и т.п. Гимнастические, танцевальные э. Разучивать э. фигурного катания.

2) Спец. Деталь какого-л. сооружения, устройства; единица какого-л. множества. Сборные э. лестницы. Полупроводниковые э. Интернациональные э. лексики.

3) Спец. Простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на составные части. Периодическая система э. Лёгкие э.

4) Прибор, являющийся источником электрического тока, создаваемого за счёт химической энергии. Гальванический э. Сухой э.

 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажитА                  дОсуг

молЯщий               придАное

 дозИровать

  5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Более ста белух были отрезаны льдами от чистой воды и попали в ЛЕДОВЫЙ плен в узком проливе Берингова моря.

 КОРЕННЫЕ одесситы - люди с хорошим чувством юмора.

ЗВЕРИНЫЕ нравы царили в этом племени.

ЕДИНИЧНЫЕ экземпляры гигантских насекомых-палочников обнаружены в Малайзии.

ЦЕЛЬНЫЙ год я ждал обещанное письмо.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 ИХ проблемы                        ДОБРЕЙШИЙ человек

слетела с ПЛЕЧ                     СТРИЖЁТ газон

  СЕМИСТАМИ билетами

 7. Установите соответствие


А) неправильное построение предложения с косвенной речью

  Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

  В) неправильное употребление падежной формы существительного  с предлогом

 Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

  Д) нарушение в построении  предложения с причастным оборотом

1) Многие из тех, кто увлечен астрономией, знает расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел иобразованных ими систем.

2) Лермонтов сблизился с редакцией  журнала "Отечественных записок", познакомился с критиком В.Г. Белинским.

3) Первое произведение Ф.М. Достоевского,

 вызвавшее восторг у Некрасова и Григоровича, называлось "Бедные люди".

4) Повесть Гоголя "Тарас Бульба" была

 напечатана в сборнике рассказов "Миргород".

 5) Успех романа "Бедные люди", опублико-ванного Некрасовым в "Петербургском сборнике", был необычайным.

 6) Осуждавшие стихи не только убийцу, но и придворную знать – виновницу свершившейся  трагедии, разошлись по всей России.

7) Сократ, знаменитый древнегреческий философ, уверял, что "я знаю, что ничего не знаю".

 8) История России с 1725 по 1762 год озна-менована рядом дворцовых переворотов, и вследствие частым сменам лиц, стоявших во главе государства, высшая власть слабела.

  9) В борьбе с врагами запорожцы проявляли мужество, героизм, были стойкими воинами, преданными родине, верными товарищами.


 8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.


прот...птать

насл...ждение

скл...нение

 с...стема

 пал...садник


  9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.


пр...равнять, пр...достаточно

п...дробно, пред...ставить

 ни...ложить, в...порхнуть

д...темна, н...дпиленный

 пред...юльский, сверх...зящный


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.


 заворач...вать

огранич...вать

подмиг...вать

подсматр...вать

размал...вать


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.


надева...мый

нагрева...мый

  сжима...шь

 подсол...нный

 почист...вший


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

По стенам, вместо обычных охотников с зелёными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому (НЕ)ВЕДОМЫХ генералов, висели пучки засушенных трав.

 Старуха (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНО посмотрела на меня.

Если хочешь, я даже никому (НЕ)СКАЖУ, что был здесь и видел вас.

Твои слова (НЕ)ЗАБЫТЫ мною.

Никем (НЕ)ЛЮБИМАЯ, она росла угрюмой.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)ЛЕВА на пригорке КОЕ(ГДЕ) алели маки.

Иван проснулся (ЗА)СВЕТЛО и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких секунд не мог сообразить, где он находится.

В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган.

ВСЁ(ТАКИ) я так и не смог поехать (НА)ВСТРЕЧУ с одноклассниками.

 Отряд был уже в самой низине, а (С)ВЕРХУ мчалась ему (НА)ПЕРЕРЕЗ неприятельская кавалерия.

 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Повсюду из пробитой крыши струились на пол пыльные лучи полуде(1)ого солнца. В другом, разруше(2)ом конце огромного сооружения сновали десятки людей с гружё(3)ыми носилками; по настла(4)ым на землю неструга(5)ым доскам женщины гоняли гружё(6)ые щебёнкой тачки.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги.

 2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать.

  3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам.

 4) В Древней Руси удар тыльной стороной кисти или кулака считался бесчестным и позорным.

5) Любовь гоголевской эпохи - это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.

 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 В современном представлении любовь к танцам связывается с образом человека весёлого, общительного и (1) скорей всего (2) несколько легкомысленного. Однако (3) серьёзный и суховатый князь Андрей Болконский, склонный к мизантропии и философическим размышлениям, "был одним из лучших танцоров своего времени".

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пётр Первый в специальной инструкции (1) жёсткость (2) и эффективность которой (3) была известна многим (4) предписывал русских гардемаринов назначать на галеры по одному (5) рассчитывая ускорить обучение их иностранным языкам.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  Бенджамин Франклин (1) смеясь (2) уверял (3) что (4) если бы мошенники знали все преимущества честности (5) то они ради выгоды перестали бы мошенничать.

    (1) Научная фантастика является самым важным литературным жанром, так как именно она "соответствует" духу времени... (2) Все наиболее важные проблемы нашего времени - это проблемы научной фантастики. (3) Составьте для себя список этих проблем. (4) Я тоже составлю. (5) А теперь сравним наши списки.

 (6) Уверен: в обоих списках фигурирует проблема взаимодействия человека и машины, а в связи с ней и проблема нравственности, морали, которая органично вытекает из такого взаимодействия.

  (7) История научной фантастики - это история идей, которые изменяли мир, но которые сначала были осмеяны и отвергнуты. (8) Поясню эту мысль.

(9) Если бы лет тридцать назад в одном из своих рассказов я написал о том, что вскоре нас будут окружать загрязненный воздух, отравленная вода, смертельно опасное дорожное движение, вы воскликнули бы:

(10) - Гнусный вымысел! (11) Чистейшая фантастика!

 (12) А теперь оглянитесь вокруг! (13) Это время настало!

 (14) Если бы я написал о том, что придет пора и с помощью кредитных чеков люди станут занимать у "завтра", чтобы жить сегодня, вы фыркнули бы от возмущения:

  (15) - Чушь и враки! (16) Никогда!

(17) Если бы я написал об устройстве, которое  передает изображение по воздуху и тем самым влияет на умонастроения человечества, меня вышвырнули бы за дверь. (18) Если бы я написал о том, что в один прекрасный день люди высадятся на Луне, как бы вы прореагировали? (19) Я скажу, как относились к тем, кто пытался упомянуть об этом, - просто смеялись над ними. (20) Смеялись в 1930-м, в 1940-м, в 1950-м. (21) Продолжали смеяться до тех пор, пока в октябре 1957 года не был запущен первый искусственный спутник Земли.

 (22) Человек убедился в том, что предсказания научной фантастики сбываются, только когда увидел маленькие металлические звездочки, путешествующие по небу с запада на восток и вписывающие новые витки в причудливый узор Нового Времени.

(23) Кто бы поверил мне, если бы в 1920 году я написал, что не за горами день, когда один сумасшедший и его бронированные "жуки" сведут на нет теорию линий долговременной обороны?

 (24) Только когда фашистские танки появились во Франции, все поверили в это.

(25) Гитлеровские танки и бронемашины за несколько недель сровняли Западную Европу с землей. (26) И только устройства, описанные в научно-фантастической литературе и названные аэропланами, еще не изобретенные в 1900 году, еще примитивные в 1939 году, помогли Англии отстоять свои воздушные пространства.

 (27) Такова лишь часть списка, в котором можно насчитать тысячу пунктов.

(28) Несколько десятилетий назад радио, телевидение, автомобили, водородная бомба не существовали. (29) Воздух был чистым.

  (30) Все достижения науки и техники, принесшие за последние пятьдесят лет пользу или вред человечеству, задолго до этого родились в голове писателя-фантаста.

(31) Наступили серьёзные времена. (32) И научная фантастика особенно нужна сейчас потому, что делает попытки изучить каждую новую машину задолго до того, как она появится и начнет разрушать или перестраивать нас и окружающий мир.

(33) Сейчас, когда мы почти полностью собрали урожай технических новшеств, нам необходимо выработать какие-то нормы взаимоотношений человека и техники, чтобы не оказаться несостоятельными перед лицом будущего.

 (34) Платон поведал нам о своем государстве-мечте. (35) Писатели-фантасты впоследствии также изображали государства стали, электричества и атомной энергии, которые сделают нас другими. (36) В этом конкретном мире затерянной в космосе Солнечной системы мы являемся существами, которые стараются лучше узнать и понять себя, существами, которые пытаются создать машины, обладающие нашим разумом, способные видеть, слышать, ощущать мир лучше нас и - бог даст - более добрые. (37) Это позволило бы продлить жизнь нашей планеты еще на два миллиарда лет, если мы добьемся гармоничного сосуществования с созданными нами машинами.  (38) Можете ли вы назвать более великую цель, чем эта?(По Р. Брэдбери)

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Проблемы научной фантастики неразрывно связаны с проблемами нашего времени.

  2) Научная фантастика необходима, так как она изучает каждую новую машину, появившуюся в нашем мире.

 3) Аэропланы, описанные в научно-фантастической литературе, помогли Англии отстоять свои воздушные пространства.

4) В современном мире научная фантастика уже не актуальна.

 5) Все научно-технические достижения человечества, принесшие ему пользу или вред, родились задолго до этого в сознании писателей-фантастов.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 1) Предложения 18 - 20 и 21 противопоставлены по содержанию.

  2) В предложениях 1 - 5 содержится описательный фрагмент.

3) В предложениях 9 - 13 содержится пояснение к суждению в предложении 7.

4) В предложениях 17 - 19 содержится рассуждение.

5) В предложениях 34 - 35 содержится повествование.

22. Из предложений 15 - 17 выпишите контекстные синонимы.

23. Среди предложений 33 - 35 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.

24. "Убеждая читателя в важности научной фантастики как литературного жанра, писатель использует ряд приёмов. В синтаксисе текста обращают на себя внимание (А) _____ (предложения 9, 14, 17), (Б) _____ (предложения 18 - 21), (В) ______ (предложение 38), а среди тропов - (Г) _____ (предложение 33)".

  Список терминов:

1) развернутая метафора

 2) синтаксический параллелизм

 3) риторическое восклицание

  4) вопросно-ответная форма изложения

5) риторический вопрос

6) эпифора

  7) гипербола

 8) разговорная и просторечная лексика

  9) литота

 

  (1) Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь: постоянно разыскивая необходимые им камни, наши предки, надо думать, уже в древности обратили внимание на красновато-зеленые или зеленовато-серые куски самородной меди. (2) В обрывах берегов и скал им попадались медный колчедан, медный блеск и красная медная руда, и поначалу люди использовали их как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим способом, но вскоре они открыли, что при обработке меди ударами каменного молотка ее твердость значительно возрастает и она делается пригодной для изготовления инструментов. (3) (...) вошли в употребление приемы холодной обработки металла или примитивной ковки.

  1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1) Медь была первым металлом, который наши предки обнаружили в обрывах берегов и скал, поэтому они её использовали для изготовления инструментов.

  2) Обработка самородной меди ударами каменного молотка, как это делали наши предки, - это примитивная ковка, усиливающая твердость металла и делающая его пригодной для изготовления инструментов.

  3) Наши предки употребляли приёмы холодной ковки меди, собирая медный колчедан, красную медную руду и медный блеск и используя их как обыкновенные камни.

  4) Приём холодной обработки металла впервые использовали наши предки, обнаружившие самородную медь и заметившие, что она становится твёрдой и пригодной для изготовления инструментов, если по ней ударять каменным молотком.

  5) Наши предки постоянно разыскивали необходимые им камни и таким образом обнаружили медь, которую они обрабатывали ударами каменного молотка.

  2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

  Вопреки этому

  Таким образом

  Однако

  В свою очередь

  Потому что

  3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИЁМ. Определите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

  ПРИЁМ, -а; м.

  1) Тот или иной характер встречи, оказываемый кому-чему-н., способ, каким принимают, встречают кого-что-н. Гостям был оказан радушный п. Он не ждал такого холодного п.

  2) Принятие, поглощение какой-н. порции (лекарства) в один раз. Лекарства осталось на два п.

  3) Отдельное движение, действие, являющееся законченным элементом какого-н. процесса, работы, деятельности. Она в три п. вынула все из чемодана. Гончаров переписал статью в несколько п.

  4) Способ, образ действий при выполнении чего-н. П. фехтования. Разные п. лечения. Искусный п.

  4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  кровоточАщий

  врУчит

  углубИть

  начАвший

  дОсуха

  5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.

  После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.

  Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.

  Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.

  Пересадка КОСТНОГО мозга - серьёзная операция.

  6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  быстрые КАТЕРА                        песни АРАБОВ

  посмотрел более НЕЖНЕЕ          авторы ПОСОБИЙ

  пара ЦАПЕЛЬ

  7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

            

               ГРАММАТИЧЕСКИЕ

                      ОШИБКИ

           ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 А) неправильное употребление

 падежной формы существительного

 с предлогом

 1) Хочется поздравить всех, кто

 победили на олимпиаде по

 литературе.

 Б) нарушение в построении

 предложения с причастным

 оборотом

 2) Сначала приговорив

 Достоевского к смертной казни,

 решение заменилось каторгой

 и поселением в Сибири.

 В) нарушение связи между

 подлежащим и сказуемым

 3) В романе Толстой

 противопоставляет народную

 Россию миру придворных вельмож

 и военных карьеристов, глубоко

 равнодушных к судьбе родины.

 Г) неправильное построение

 предложения с деепричастным

 оборотом

 4) Скрытая теплота патриотизма,

 разгоравшаяся в душе каждого

 воина, и общий дух войска

 обусловили победу русских.

 Д) нарушение видо-временной

 соотнесённости глагольных форм

 5) По приезду на Байкал писатель

 услышал от местных жителей

 немало увлекательных легенд.

           

 6) Писателя глубоко трогает и

 восхищает проявление

 патриотизма.

           

 7) Надо помогать талантливым

 ученикам развиваться и проявить

 свои способности.

           

 8) Проводимые часы в семье

 были для Николая Ростова

 бесценными.

           

 9) Изображая войну, Толстой

 показывает не парад и не блеск

 побед, а военные будни рядовых

 солдат, их повседневный

 тяжелый труд.

  Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А         Б          В         Г          Д  

                                                 

  8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  предост...рожность           к...лбаса

  отп...рает                         р...чевая

  г...рюет

  9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  пр...баутка, пр...старелый         ра...болеться, не...держанный

  пр...одоление, пр...злой            о..работать, на...резанный

  бе...хитростный, в...бежать

  10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  запрыг...вать                угодл...вый

  распил...вать                красав...ц

  неуживч...вый

  11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  скруч...нный             ливн...вый

  расстро...шься          увид...в

  кача...шься

  12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

  Бетховен при всей своей ничем (НЕ)ОБУЗДАННОЙ порывистости натуры обладал стальной выдержкой.

  Был композитор скрытен и свой внутренний мир оберегал от (НЕ)СКРОМНЫХ глаз любопытных соглядатаев.

  Многие считали, что Бетховен - гений, (НЕ)ИМЕЮЩИЙ себе равных.

  Пианист, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова, поклонился и сел за рояль.

  К двадцати годам Бетховен стал (НЕ)ТОЛЬКО одним из лучших певцов церковного хора в Льеже, но и неплохим органистом.

  13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  (В)НАЧАЛЕ выступления его игра была робкой, неуверенной, ЗА(ТО) потом звуки полились мощно и свободно.

  И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

  Его не любили ЗА(ТО), что он был (НА)РЕДКОСТЬ жадным человеком.

  Ты (ПО)ПРЕЖНЕМУ не понимаешь, (ОТ)ЧЕГО отказалась?

  (ПО)НАЧАЛУ отряд двинулся (В)ОБХОД неприятельских флангов.

  14. Укажите цифру, на месте которой пишется Н.

  Одним из аморальных принципов, подмече(1)ых, предсказа(2)ых и разоблачё(3)ых ещё Ф.М. Достоевским, является принцип "Всё дозволе(4)о".

  15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Жизнь Павла Петровича Аносова лишена и внешней занимательности и увлекательных путешествий и захватывающих приключений.

  2) Они рассказывали о своей скучной жизни и слышать это мне было очень печально.

  3) Больших успехов в изготовлении булатных клинков достигли мастера Персии и Индии Сирии и Турции.

  4) Чистота звона булата и особый цвет металла клинка определяли его качество и стоимость.

  5) Ни за что ни про что приказчик изругал Селифана.

  16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  Торопливым ручьём музыка бежала откуда-то издали (1) просачиваясь сквозь пол и стены (2) и (3) волнуя сердце (4) выманивала непонятное чувство (5) грустное и беспокойное.

  17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  Об отцовском доме сложено и (1) вероятно (2) до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости родной дом (3) мне кажется (4) таким же понятием, как смерть, жизнь, добро, зло, Бог, совесть, родина, земля, мать, отец.

  18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  Царь Борис Годунов (1) во времена которого (2) в Кремле был сооружён водопровод (3) подававший воду (4) мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор (5) был неравнодушен к разного рода изобретениям.

  19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.

Прочитайте текст и выполните задания 20 - 25.

  (1) В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2) Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, - так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3) Ведь любовь доступна не каждому. (4) Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5) Когда всеведущий обыватель бубнит, что "дурацкое дело нехитрое", то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6) Любовь - прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности - целый мир. (7) А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

  (8) Наверное, раз в год в Москве исполняют "Реквием" Моцарта. (9) Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется - "слёзная". (10) Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11) Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12) Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

  (13) И Лев Толстой говорил о музыке, после которой "необходимо совершать необыкновенные поступки". (14) Здесь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15) Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16) Но поступки - это следствие. (17) Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного "я", и среди других "строительных материалов", создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

  (18) И пониманию прекрасного надо учиться. (19) Ещё Сократ сказал: "Прекрасное - трудно".

(Ю. Бондарев)

  Юрий Васильевич Бондарев - русский писатель, Герой Социалистического Труда.

  20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1) Прекрасному нужно учиться и ценить его.

  2) Существуют такие зрители, которые посещают концерты только из суетных побуждений.

  3) Духовная пустота обедняет человека, делает его жизнь серой.

  4) В юности человек не ищет ответы на вечные вопросы бытия.

  5) Красота и культура могут смириться с серой и бездеятельной жизнью.

  21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1) В предложениях 1 - 3 представлено повествование.

  2) В предложении 17 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предложении 15 текста.

  3) В предложениях 10 - 12 представлено рассуждение.

  4) В предложении 12 содержится вывод к мысли, высказанной в предложениях 10 - 11.

  5) Предложения 1 - 2 противопоставлены по содержанию.

  22. Из предложения 9 выпишите фразеологизм.

  23. Среди предложений 1 - 6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

  24. "Что ждёт человека, не научившегося ценить прекрасное? Троп - (А) ________ "серая жизнь" воссоздаёт это будущее. Отчего это может случиться? В лексике (Б) _______ "эмоциональная необразованность" - "духовная пустота" (предложения 11, 12) называют эти причины. Поэтому, наверное, автор особую роль в воспитании чувств отводит Слову в литературе, и троп - (В) ______ "оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений" (предложение 17) точно отражает его назначение. И учиться прекрасному нужно в юности, в ту пору, которая так образно передана тропом - (Г) ______ : "когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы".

  Список терминов:

  1) развёрнутое сравнение

  2) развёрнутая метафора

  3) анафора

  4) контекстные синонимы

  5) эпитет

  6) фразеологизм

  7) контекстные антонимы

  8) парцелляция

  9) риторический вопрос

  Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А         Б          В         Г  

                                     

Часть 2

  25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

  Объем сочинения - не менее 150 слов.

  Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

 №                 ОТВЕТ              №                 ОТВЕТ         

  1                      24      13              итак, вместо

  2             таким образом     14                      4

  3                       4       15                     23

  4                   вручит 16      

 12345 или любая

 другая

 последовательность

 этих цифр

  5                 искусной          17      

 12 или любая другая

 последовательность

 этих цифр

  6                   нежно  18                     135

  7                    58127  19      

 134 или любая

 другая

 последовательность

 этих цифр

  8                 отпирает           20      

 123 или любая

 другая

 последовательность

 этих цифр

  9       

      преодоление,

          презлой

 21      

 234 или любая

 другая

 последовательность

 этих цифр

 10                красавец           22               льют слёзы

 11            расстроишься       23                       3

 12             нескромных        24                    5412

 К заданию №25:

 Часть "1"

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Помимо вкуса на наше представление о том, что мы едим, влияют наши зрительные впечатления, которые сообщают нам информацию о внешнем виде того или иного блюда, и мы не раз возвращаемся к нему в памяти. (2)Эксперименты показывают, что, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, не видя их и не представляя заранее их вкуса. (3)<...>, любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Зрительные впечатления помогают нам отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, о чём знает любой хороший повар.

2) Определяя вкус пищи, мы всё же больше привыкли полагаться на обоняние, чем на зрение, потому что, по данным экспериментов, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может на вкус отличить апельсиновый сок от грейпфрутового.

3) Зрительные впечатления, сохраняющие в памяти внешний вид блюда и позволяющие заранее представить его на вкус, очень влияют на аппетит, именно поэтому повара для усиления аппетита красиво оформляют блюдо.

4) Кроме вкуса на наше представление о пище влияют зрительные впечатления, которые сохраняют в памяти внешний вид блюда, и мы заранее представляем себе его вкус, поэтому повара для усиления аппетита красиво оформляют блюдо.

5) Любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Иными словами

Сюда

Напротив

Не случайно

Кроме того

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВКУС, -а (-у); м.

1) Способность человека к эстетическому восприятию и оценке; развитое чувство прекрасного. Музыкальный, художественный в.

2) Склонность, интерес, пристрастие к чему-л. Выбрать занятие по вкусу. Почувствовать в. к учёбе.

3) Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языке, мягком нёбе и задней стенке глотки различными веществами; способность ощущать такие воздействия - одно из пяти внешних чувств. Горький, кислый, сладкий, солёный в. во рту. Пробовать на в. что-л.

4) чего. Качество, свойство пищи, ощущаемое при еде. В. ветчины, киселя. В. у рыбы отвратительный!

5) мн. Аппетит, удовольствие, получаемое от еды. Поужинать со вкусом. Пироги пришлись по вкусу кому-л. (понравились).

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занЯв

воспринялА

сливОвый

озлОбить

экспЕрт

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Одним из докладчиков был Александр Андреевич Колли, профессор ОРГАНИЧЕСКОЙ химии.

Люди спрашивали у контролеров, как правильно ЗАПОЛНИТЬ бланк.

С прадедом у Степки сложились особенно ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

Поколебавшись, командующий ничего не сказал о ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ мотивах своего упрямства.

Конечно, Борису Сергеевичу важно знать, что здесь появился БЫВАЛЫЙ хозяин усадьбы.

6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм МАНДАРИНОВ

ТРЁМСТАМ жителям

насквозь ПРОМОКНУЛ

иностранные ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ набок

7Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.         нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2.         нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3.         ошибка в построении предложения с однородными членами

4.         неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

5.         нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.         Галя, подпрыгивая на одной ноге, направилась к садовой скамейке, стоявшей в тени под большой берёзой.

2.         Тропа привела в скалистое ущелье, поросшее колючим кустарником.

3.         Спикер поблагодарил всех присутствующих, а также тех, кто организовал конференцию.

4.         Вопреки первому впечатлению, магазин оказался достаточно большим.

5.         Отправляясь за грибами в лес, одежда должна быть подобрана в соответствии со временем года.

6.         Болотная сова охотится как ночью, но и по утрам и вечерам.

7.         Все, кто посетили День открытых дверей, смогли по достоинству оценить новое здание университета.

8.         В спектакле «Колобке», разыгранном перед родителями и друзьями на новогоднем утреннике, Мише досталась роль волка.

9.         Местами на берегу попадались принесенные доски морем.

А

Б

В

Г

Д

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

покр..снение

т..оретически

попл..вок

удл..нённый

л..гендарный

9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..увеличение, пр..морский

на..писать, о..гремели (бои)

над..рваться, под..греть

под..ёмный, в..южный

раз..грать, меж..нститутский

10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

озадач..ть

алюмини..вый

опрометч..во

накруч..вать

податл..вый

11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вшийся

полощ..шь

непредсказу..мый

успоко..шься

недостро..нный

12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Снег вокруг лежал чистый-чистый, никем (НЕ)ТОПТАННЫЙ.

Спиридон Лукич (НЕ)СПЕША, по-хозяйски навесил замок на ворота кузницы.

Борисов был (НЕ)ВЫСОК, но плечист.

На крыльце, (НЕ)ДВИГАЯСЬ, сидел старик и в упор смотрел на пришедшего.

А Степка сказал, что Пинкертон живёт в их доме, и это (НЕ)КТО иной, как тётка Авдотья - квартирная хозяйка.

13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Товар наш, (НЕ)СМОТРЯ на немалую цену, (В)ТЕЧЕНИЕ ярмарки раскупили полностью.

Уже в сумерках мальчики (С)НОВА выбились на берёзовую поляну и СРАЗУ(ЖЕ) попадали на траву - устали.

Ленка показала в сторону Пожарницы, а (ЗА)ТЕМ раскинула во всю ширину руки. Точно ТАК(ЖЕ), как это делал только что Витька.

День у Василия Александровича (ПО)НАЧАЛУ складывался самым обычным образом, ТО(ЕСТЬ) ужасно хлопотно.

Наши аэросани ТО(ЖЕ) были (ЗА)НОВО выкрашены цинковыми белилами.

14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Ухоже(1)нная, обставле(2)ая стари(3)ой мебелью квартира напоминала барский дом, с единожды навеки заведё(4)ыми порядками и обычаями, при которых каждой вещи - свое место, а времени - дело.

15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Анна держала в руках вязанье но не вязала а смотрела на гостя странным и недружелюбным взглядом.

2) Инсаров прочёл ему свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.

3) Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или желчной любезностью или дерзостью.

4) В замысле Игнатьева не было ни удальства ни опрометчивости.

5) У причалов грузились и разгружались пришедшие с моря пароходы и теплоходы.

16Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иван (1) сгорбившись (2) стоял с (3) ничего не выражающим (4) лицом и всё время держал трясущуюся руку у козырька фуражки.

17Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прощай (1) немытая (2) Россия(3)

Страна рабов, страна господ,

И вы (4) мундиры (5) голубые (6)

И ты, им преданный народ.

Быть может (7) за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

(М. Ю. Лермонтов)

18Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед тем как подойти к дереву (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка (4) они, по-видимому, о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча.

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Библиотека открывалась в восемь утра (1) и (2) хотя в такие ранние часы посетителей никогда не было (3) Нина Ивановна никогда не позволяла себе опаздывать (4) и приходила даже чуть раньше.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

(3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье.(9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» – думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

(12)Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами.(15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19)И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения. (20)Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

(21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, – подумала Катя, – сейчас конец». (26)Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни… (27)Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот… (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились – было девять часов двадцать минут.

(29)Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка.

(по В. П. Ерашову*)

*Валентин Петрович Ерашов (1927?1999) – русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Катя не стала писать письма родным и близким, потому что перед боем ей нужно было сосредоточиться.

2) Задача Кати была подавать снаряды, но её беспокоило то, как можно наводить прицел и стрелять в такой тряске.

3) Катя в бою верно оценивала обстановку и ясно понимала, что происходит вокруг.

4) Катя, когда танк попал в воронку и вокруг появились немцы, очень испугалась за свою жизнь.

5) В сорок четвёртом году Катя стала командиром танка.

21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5–6 представлено рассуждение.

2) В предложении 11 присутствует описание.

3) В предложениях 19-20 представлено повествование.

4) Предложение 22 объясняет содержание предложения 23.

5) Предложение 17 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 16.

22Из предложений 20–24 выпишите слово со значением: «Команда, состав специалистов, обслуживающих движущийся механизм».

23Среди предложений 7–13 такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24 «Стиль Валентина Ерашова в представленном фрагменте текста предельно лаконичен и строг. И это вполне закономерно, ведь речь идёт о войне. Одним из ведущих приёмов в смысловом построении текста является ________(А) («хрупкая и маленькая девушка» – «огромная машина» в предложении 16, а такжепредложение 31), что помогает автору выразить своё отношение к проблеме. В синтаксисе текста, изобилующем однородными членами, можно выделить также ________(Б) («напоминали, твердили, требовали» в предложении 22) и ________(В) (предложения 30 – 31). В лексике особенности стиля проявились прежде всего в употреблении ________(Г) («ухнулся» в предложении 21, «лупили» в предложении 14, «несусветная» в предложении 11)».

Список терминов:

1) метафора

2) метонимия

3) антитеза

4) контекстные синонимы

5) олицетворение

6) разговорные слова

7) градация

8) эпифора

9) гипербола

Следуйте:

vk-fill-35x35facebook-fill-35x35twitter-fill-43x35

Партнерские ссылки

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны