Творческие работы

Поиск

Войти

Open Panel

СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального разгадывания.Словесные головоломки бывают разных типов.


1. Анаграмма (греч. «пере» и «буква») – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).

Рассмотрим некоторые возможные варианты:

  • Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например:

Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

  • Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала. (Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

  • Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:

Переставив буквы в слове, превратите
- старинное средство передвижения в самое современное;
- вкусную булочку в лодку;
- грызуна в породистую лошадь;
- еловый лес в металл;
- материю в геометрическое тело.
(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

  • Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,
летом всем надоедаю.
Буквы переставь – и я
Стану частью корабля.
(комар – корма)

Я река с известными мостами,
Город есть на мне – музеев тьма.
Стоит буквы поменять местами –
В дивный город превращусь сама.
(Нева – Вена)

Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
Консервы, джемы, маринад
Во мне обычно все хранят.
(кабан – банка)

  •  Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например:бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт – трос. Способы загадывания – те же:

Прочитав слово справа налево, превратите
- дерево в геометрическое тело;
- измерение времени в породистую собаку;
- взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;
- дорожку в сорт яблок;
- недовольный гул голосов в инструмент для рубки.
(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

От солнца, ветра и дождя
Тебя всегда укрою я.
Наоборот меня прочтёшь –
В горах Армении найдёшь.
(навес – Севан)

  • Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.

Такие равенства находить совсем несложно: большинство не самых коротких слов можно разложить на два-три. Многие слова можно «разложить» разными способами, например: красота = акт + роса = ток + раса = сок + тара; распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр.

2. Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные).

Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

  • Цепочки слов. Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка → мошка → кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

Возможные варианты ответов:

час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год;
час – чан – сан – сон – гон – год);
кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;
место – месть – масть – пасть – паста – парта;
зуб – куб – кум – ком – кот – рот;
душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело;
дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.

  •  Известная задача такого рода – «сделать из мухи слона».

Много из одного. Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов получится, если брать небольшое односложное или двусложное слово, например: сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

  • Метаграммы можно загадывать в стихах:

Я символ власти, нужный королю.
Но если «н» на «в» сменить –
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.
(корона – корова)

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если «в» на «б» сменить.
(винт – бинт)

Я монархом был в России.
«Ц» на «л» смени скорей –
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.
(царь – ларь)

Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.
(золото – болото)

Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только «р» смягчите,
Меня в зверя превратите.
(хор – хорь)

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь «л» на «а» – и я
Вью гнездо на крыше дома.
(лист – аист)

3. Логогриф (греч. 'слово' и 'загадка') – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост, а из слова сон – соня, стон, слон, сонм.

Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме:

Я ласковый домашний зверь,
Обычно крепко сплю с утра.
Добавьте в слово р теперь –
И под землёй моя нора.
(кот – крот)

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберём,
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый.
(гроза – роза)

Я не царь, не фараон,
Но державу возглавляю.
А без первой буквы о
Стиль пловца обозначаю.
(король – кроль)

Могу я быть копчёной и варёной,
Со мною можно сделать бутерброд.
Но превращусь в сосуд лабораторный,
Коль слог последний кто-то уберёт.
(колбаса – колба)

4. Словесная пирамида – это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т.д. Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар.
5. Палиндром (греч. 'назад' и 'бег') – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.
   Палиндромы известны уже свыше двух тысяч лет, они встречаются практически во всех языках с письменностью. Один из известных средневековых латинских палиндромов – In girum imus nocte et consumimur igni 'Ночью идем в хоровод и нас пожирает огонь' (Это предложение – загадка, разгадка которой – «Мухи»). А вот палиндром на английском: Was it a cat I saw? 'Это кота я видел?'
   В русском языке палиндромы появились в 17 в., отдельные палиндромные строки встречались в русской литературе с 18 в. Хорошо известно державинское «Я иду с мечем судия». Однако специалисты ведут отсчет с 1913 – времени написания Велимиром Хлебниковым своего первого палиндромного стихотворения Перевертень. С тех пор занимались сочинением палиндромных стихов многие поэты, ими разработана теория палиндрома и классификация типов палиндромов.
   Многие сочиненные кем-то палиндромные строчки передаются из уст в уста, кочуют из книжки в книжку, словом, становятся фольклором. Вот несколько примеров: Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт с кофе не фокстрот. А вот более длинный палиндром, составленный московскими лингвистами Д.Н. и А.Д.Шмелевыми: На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван? Лег на диван.

5. Шарада (франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
   В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.
   Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно:

Мой первый слог – бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом – дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
(кипарис)

Со стенки светит первый слог,
Наездник мчится на втором,
А третий (кто б подумать мог?)
В славянской азбуке найдём.
А в целом неприятен он,
Его преследует закон.
(браконьер)

Мой первый слог – это предлог,
Согласья знак – второй мой слог,
Мой третий слог – судьбина злая,
Всё вместе – в праздник получаем.
(подарок)

Первый слог для измеренья круга нужен,
Два вторых совместно значат «век».
В целом – огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.
(пистолет)

Вот ворона закричала –
Мы услышали начало.
На болоте – завершенье.
В целом – мастера творенье.
(картина)

  • Особой разновидностью шарад является тип головоломок, называемый «Почему не говорят...?». Подбирается слово, которое можно разделить на части таким образом, чтобы получилось грамматически правильное словосочетание или предложение, например: новосёл → нов осёл. Затем каждое из входящих в получившееся словосочетание слов заменяют на другое, имеющее такие же грамматические характеристики и ассоциирующееся с исходным по смыслу (синоним, антоним и т. п.), например: нов → стар, осёл → ишак. Загадка готова. Предлагается она в такой форме: Почему не говорят «стар ишак»? Ответ: Потому что говорят «новосёл». Примеры подобных шарад:

Почему не говорят:
- волшебник да ты? (магия)
- потолок сарая? (половина)
- ел, вертясь? (пилюля)
- стегала она? (поролон)
- четыре пса ведь? (трикотаж)
- после шахмат? (долото)

  • К шарадам примыкает тип головоломок, которые условно можно назвать «два в одном»: к данному слову предлагается добавить еще одно слово так, чтобы в целом тоже получилось слово, например: пол... → полоса, бар... → барсук,... окно → волокно,... мель → карамель. Для этой разновидности шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.
  • В некоторых случаях можно для целой группы слов подобрать еще одно слово так, чтобы оно, будучи поставлено впереди или позади каждого слова из группы, образовывало бы вместе с ним новое слово, например:

01sharada

02sharada

6. Слово в словах – так можно назвать целую серию головоломок, суть которых состоит в том, что слово (обычно существительное в именительном падеже) «спрятано» в других словах. Выделяется несколько разновидностей этой серии.

  • Начала и концы. Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например:

каб _ _ _ окошко → каб _ _ _ ошко, т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко;

  • Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.
  • Слово может «прятаться» и на стыке других слов. Составляется текст, в котором начало искомого слова совпадает с концом одного слова текста, а конец – с началом следующего слова, например, в предложении Угол, овал, круг – это геометрические фигуры, можно обнаружить слово голова. Для зашифровки слова может быть задействовано и более, чем два слова, например, слово Португалия можно разместить в четырех словах: Завтра в аэропорт, у Гали я долго не задержусь.
  • Еще один способ «спрятать» одно слово в другом – это найти такое слово, в котором буквы другого, более короткого, слова расположены в нужном порядке, но с возможной перебивкой другими буквами. В качестве задачки обычно предлагают отыскать несколько слов с одним и тем же заданным «спрятанным» словом. Например, слово крот можно найти в таких словах, как курорт, крокет, красота, крепость, скорость, фокстрот, куропатка, краткость, электроплита.

7. Ребус (от лат. rebus, буквально 'вещами, предметами; при помощи вещей, предметов') – способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Сейчас мы воспринимаем ребус лишь как головоломку, скрашивающую наш досуг. Между тем принцип звукового ребуса играл важную роль в истории развития письма, когда вместо трудно изобразимого с помощью рисунка понятия рисовали схожее по звучанию, но предметно неродственное понятие.
Для разгадывания современных ребусов-головоломок нужно знать некоторые правила:

  • Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Например:

01rebus

Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе Р 1 А читается как «один»: РОДИНА, а в ребусе Ш 1 А как «кол»: ШКОЛА.

  • Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

    02rebus

    • 03rebus
  • Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

    04rebus

  • Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.

    05rebus

  • Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

    06rebus

  • Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

    07rebus

  • Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

08rebus

В ребусах часто обыгрываются предлоги:

  • Если одна буква изображена в другой, то читаем так:

    09rebus

  • Если по одной букве изображена другая, то читаем так:

    10rebus

  • Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:

    11rebus

  • Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки, читаем так:

    12rebus

  • Если одна буква расположена рядом с другой, читаем так:

    13rebus

  • Если одна буква направлена к другой, читаем так:

    14rebus

  • Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на», «над», «под». Примеры:

    15rebus

  • 16rebusЕсли одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».

17rebus

8. Каламбур (от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.
Каламбуры широко используются писателями и поэтами, напимер:

Вы, щенки, за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите же, не болтайте,
А не то поколочу.
(А.Пушкин)

Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем.
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы.
(С.Шевцов)

Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю...»
Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!»
Что серый кот, здесь убежала б рысь!
(Я.Козловский)

На каламбурах построены многие загадки-шутки:
- Почему человек ходит, а черепаха ползает?
(По земле.)
- Зачем охотник носит ружье?
(За плечами.)
- У кого голова дорог ?
(У коровы.)
- Когда платья бывают из травы?
(Когда они измяты.)
- Когда человек бывает деревом?
(Когда он со сна.)
- Три теленка. Сколько будет ног?
(Сколько теленка ни три – у него будет четыре ноги.)

9. Кроссворд (от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали.
Разновидностью кроссворда является скандинавский кроссворд, или сканворд. В нем значения слов задаются внутри самой фигуры, поэтому используются не подробные описания, а слова или краткие словосочетания, ассоциативно связанные с искомыми словами. В отличие от традиционного кроссворда, поле сканворда более плотно покрыто клетками, которые требуется заполнить буквами.
10. Чайнворд (от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.


Источники:
Минскин Е.М. Занимательные задачи и головоломки для больших и маленьких. – В кн.: Всегда всем весело. М., 1969
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. Под ред. Крысина Л.П. М., 1995
Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома [серия книг]. М., 1997
Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 1999

Следуйте:

vk-fill-35x35facebook-fill-35x35twitter-fill-43x35

Партнерские ссылки

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны