Внеклассная работа

Поиск

Войти

Open Panel

                            Олимпиада школьников по литературе

                                             

Школьный этап

                                       2014-2015 учебный год

                                                  10 класс

            Задание №1

            Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведённом далее стихотворении Вероники Тушновой? Объясните художественное назначение (функции) этих приёмов в данном произведении.

(По 1 баллу даётся за верно указанный термин, по 2 балла- за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении. Итого: максимальный балл- 10 баллов.)

1.1. ...........................................-перенос значения по смежности.

1.2. ...........................................-образное, выразительное определение.

1.3. ...........................................-сочетание несочетаемого.

1.4. ...........................................-противопоставление, противоположность.

            Задание №2

            Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

(Максимальный балл- 60 баллов.)

Вот говорят: Россия...

Реченьки да берёзки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.

Руки от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

качавшие, пеленавшие,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведённые,-

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые...

Отдохнуть бы, да нет привычки

на коленях лежать им праздно...

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

Не говори "не надо",-

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

          Опорные вопросы:

          1. Какова тема стихотворения?

          2. Какой стилистический приём использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?

          3. Какими приёмами В. Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?

          4. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?

          5. Почему центральной деталью образа стали руки?

          6. Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?

          7.Какими художественно- выразительными и языковыми средствами подчёркиваются в ключевом образе земные, реалистические черты и черты нравственно- философские?

          8.Какова авторская позиция?

          9.Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.

                                           Творческое задание

            

           Представьте, что вы корреспондент местной газеты. Вам необходимо поместить статью "Топ-3 -лучшие стихотворения о любви". Сопоставьте предложенные стихотворения. Вам нужно отобрать одно-два- не более (поэтическая рубрика ограничена по объёму; тексты приводятся ниже). Обоснуйте свой выбор перед главным редактором издания, дав оценку прежде всего художественному качеству стихотворений. Ваше выступление, служебная записка, внутренняя рецензия должна/о  уложиться примерно в 300- 350 слов. (Максимальный балл- 30 баллов.)

 

     

               Тексты для сопоставительного анализа стихотворений

 "Сожжённое письмо" А. С. Пушкина, "Горящие письма" Н. А. Некрасова, "Лишь теперь мне понятно стало..." В. Озерова.

«Сожженное письмо» Александр Пушкин

Прощай, письмо любви! прощай: она велела…
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

       1825г.

 

"Горящие письма" Н. А.             Некрасов

 

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

 

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

 

Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..

 

Безумный шаг!.. быть может, роковой...

................................

 

(1855 или 1856,9 февраля 1877)

        Владимир Озеров

 

Лишь теперь мне понятно стало

то, что вместе нам быть не судьба.

На деревьях листва опала

с той поры, как я встретил тебя.

 

Да и год пролетел незаметно,

-промелькнули короткие дни.

Почему же опять безответными

Мои письма к тебе быть должны?

 

Но понятно мне всё до малости.

-не обязана ты отвечать,

ведь нельзя же просто из жалости

постоянно письма писать.

 

Ведь нельзя же писать без темы

и, когда не знаешь о чём,

-я об этой твоей проблеме

в самом первом письме прочёл.

 

Но по- прежнему сердце плачет,

вспоминаю тебя вновь и вновь.

Я не знаю, что всё это значит,

но, наверно, это любовь.

 

4.09. 2014г. (Украинский портал поэзии)

           При написании работы можно опираться на следующие вопросы:

1.   Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

2. Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в предложенных стихотворениях?

3. Какое из стихотворений гармоничнее, какое- драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

4.  Как связаны начало и конец стихотворений?

5.  Как реализуются в стихотворениях основные формообразующие элементы трагедии (тема рока)?

6. Как относятся к "своей возлюбленной" лирический герой Пушкина, Некрасова, Озерова?

7.  В чём разница в названиях стихотворений?

8. Можно ли, сравнивая эти стихотворения о любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?

Итого: максимальный балл- 100 баллов.

Следуйте:

vk-fill-35x35facebook-fill-35x35twitter-fill-43x35

Партнерские ссылки

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны