Урок — КВН по русскому языку
«Знай и люби русский язык»
- Лингвистическая разминка.
1. Руссий язык богат суффиксами, образующими слова, назвающими лиц мужского рода по профессии: учитель, строитель, таксист, литейщик.
(на листке — 2 участника)
- Назовите слова с суффиксом -ист- ( радист, бульдозерист, сценарист, таксист, моторист, планерист, парашютист)
2. Записать на листочке слова с последним корнем:
-воз- паровоз тепловоз электровоз бензовоз водовоз |
-ход- теплоход пароход дымоход вездеход скороход |
- Приветствие команд. У команды должно быть название, эмблема, обращение к сопернику в форме стихотворения или послания в шутливой форме.
- Конкурс эрудитов русского языка
- Сколько фразеологизмов в тексте?
1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет!
_ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки!
2. - Спору, нет — горячая голова!
Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
- Конкурс смекалистых (разгадывание ребусов)
1. сова 2. век 3. полка 4. лось
- Конкурс болельщиков.
- «Лингвистические загадки и шарады».
1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит)
2. Каких камней не найдёшь в море? (Сухих)
3. Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской)
4. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
5. Какой лошадь бывает. Когда её покупают? (Мокрой)
6. О чём ведётся разговор?
-Это чёрная?
- Нет, это красная.
-А почему белая?
- Потому что зелёная. (О смородине)
7. Шарады
а) Нота — мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог,
И разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица (Мина)
б) Нота первый будет слог.
Чац, уж угадали?
Металлический кружок-
Слог второй. Узнали?
Третий слог мой — буква «к»!
Целое — на грядке.
Со сметаною всегда
Славно съесть разгадку! (Редиска)
в) Начало-птицы вещей крик.
Коней (секретец не велик)-
То, что вам надо проставлять,
Когда кончаете писать,-
Иначе трудно смысл понять.
Когда ж к фотографу пойдём,
Тогда всё целое найдём. (Карточка)
- Блиц-турнир.
Вопросы-ответы команд друг другу.
1. Какой бор не имеет листвы и хвои?
2. Какую сточку не сможет прочесть ни один учёный?
3. Всякий ли пар способенподниматься кверху?
4. Всякие ли ноты предназначены для певцов и музыкантов? (Дипломатическое обращение одного правительства к другому)
- Крнкурс капитанов.
1. Разминка. Кто больше? Название цветов, роза — тюльпан и т. д.
2. Вспомните пословицы и поговорки, фразеологизмы со словом семь.
(Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес света, семеро одного не ждут; семь раз отмерь, один раз отрежь; семь пядей во лбу; до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь шкур спускать, семь вёрст до небес, семь бед- один ответ)
- Чем объяснить эту магическую цифру?
( 4 тыс. лет назад на территории Ирака наблюдали за светилами; лунный месяц- 28 суток разделили на 4 части — неделя. Цифра семь считалась священной.
- «Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых в левом столбике, а другая — в правом)
- Восстановите руские пословицы.
1. Глаза, колоть, правда.
Где, и, рыть, строить, там.
2. Выспаться, и, как, постелить, так.
Ветер, лаять, носить, собака.
- «Найди имя собственное»
Азбука Морзе
- К фразеологизмам 1-го столбика подберите синонимычные фразеологизмы 2-го столбика, например, оставить с носом — втереть очки
- Подведение итогов.
Сколько фразеологизмов в тексте? 1. -Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?), полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не бедет! _ Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда — руку даю на отсечение — он сразу перестанет распускать руки! |
Сколько фразеологизмов в тексте? 2. - Спору, нет — горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаюЮ что мы должны в первую голову ( у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову! |
||||
|
|||||
-ход- |
-воз- |
||||
1.Шапка |
Гордий |
2.Столпотворение |
Прометей |
3.Пята |
Тантал |
4. Побоище |
Мономах |
5. Муки |
Мамй |
6. Огонь |
Ахиллес |
7. Узел |
Вавилон |
1. Близнецы |
Диоген |
2. Верста |
Аладин |
3. Конюшни |
Ариадна |
4. Лампа |
Эзоп |
5.Нить |
Коломна |
6. Бочка |
Авгий |
7. Язык |
Сиам |
1 Учинить расправу |
Задать баню |
2За тридевять земель |
Повесить голову |
3Два сапога пара |
Разделать под орех |
4Задать перцу |
Куда Макр телят негонял |
5Повесить нос |
Одного поля ягоды |
1Выплакать все глаза |
Овчика выделки не стоит |
2Хоть пруд пруди |
Утопать в слезах |
3Оставить с носом |
Обвести вокруг пальца |
4Стреляный воробей |
Как собак нерезаных |
5Игра не стоит свеч |
Тёртый калач |
Что посеешь... |
А на гору хоть плачь |
У кого желчь во рту...... |
И меч не сечёт |
Под гору вскачь..... |
Неделей раньше пожнёшь |
Повинную голову.... |
То и раньше пожнёшь |
Днём раньше посеешь.... |
Тому всё горько |
Чем бы дитя ни тешилось... |
Кормит всех сплошь |
День да ночь... |
Не говори, что не дюж |
Взялся за гуж... |
Лишь бы не плакало |
Матушка — рожь.. |
А правду режь |
Хлеб- соль ешь,... |
И сутки прочь |