Уроки литературы

Поиск

Войти

Open Panel

       Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 в,г,д класса на   2015-2016 учебный год

                                    по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева,  В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2013

№ урока

колич.

Тема

Формируемые умения и навыки учащихся

Сроки по плану

Сроки факт.

1.

Введение. Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь…»

Понимать образную природу словесного искусств; уметь строить рассказ о писателе, о героях; проявлять интерес к чтению как одному из способов повышения духовной культуры.

04.09

 

1(2)

Устное народное творчество.

Предания как поэтическая биография народа. Исторические события в преданиях.

Уметь определять жанр предания; понимать художественный текст и пересказывать его

08.09

 

1 (3)

Былины и их исполнители. Нравственные идеалы русского народа.

Знать признаки былины как жанра поэтического эпоса; уметь анализировать художественный текст былины, выразительно читать.

12.09

 

1 (4)

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

 

15.09

 

1 (5)

Былина «Садко». Своеобразие былины, поэтичность её языка.

Уметь характеризовать героев былины.

19.09

 

1 (6)

Вн. Чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

 

22.09

 

1 (7)

р/р Классное  сочинение по репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря»

 

26.09

 

1 (8)

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

 

29.09

 

1 (9)

« Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса.

 

03.10

 

1 (10)

Пословицы и поговорки. Особенности их смысла и языка.

Понимать своеобразие и афористичность пословиц как малого жанра фольклора. Уметь употреблять в устной речи.

10.10

 

1 (11)

Древнерусская литература.

Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской литературы.

Знать понятие «жанр летописи», «поучения», понимать общехристианский смысл «Поучения» Владимира Мономаха.

13.10

 

1 (12)

Нравственные  идеалы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Уметь анализировать древнерусский текст; понимать особую стилистику произведения.

17.10

 

1 (13)

Из русской литературы XVIII века.

Знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке.

Знать сведения о Ломоносове как поэте и ученом. Выразительно читать поэтический текст и анализировать его.

24.10

 

1 (14)

Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р.Державина, его сатирическими произведениями. Философские размышления поэта о смысле жизни и свободе творчества.

Знать основные сведения о жизни и творчестве Г.Р.Державина. понимать философский и иносказательный смысл изучаемых стихотворений, определять их идею.

27.10

 

1 (15)

Из русской литературы XIX века.

А.С.Пушкин. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Поэма «Полтава». Образы поэмы.

Понимать фактическое и идейное содержание поэмы. Проявлять интерес к отечественной истории.

31.10

 

1 (16)

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

Образ автора во вступлении к поэме.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

03.11

 

1 (17)

А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады.

Знать историческую основу стихотворения, воспринимать и анализировать художественный его, давать сравнительную характеристику героев, определять роль художественных средств.

07.11

 

1 (18)

р/р А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Уметь воспринимать и анализировать драматический стихотворный текст, характеризовать героя, определять его роль в произведении.

13.11

 

1 (19)

А.С.Пушкин . Повесть «Станционный смотритель». Гуманизм повести. Изображение «Маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства.

Уметь видеть роль автора и рассказчика в повести.

14.11

 

1 (20)

М.Ю.Лермонтов. Знакомство с «Песней про…купца Калашникова» и её героями. Картины быта XVI века и их роль в понимании характера и идеи поэмы.

Знать историю создания поэмы, ее историческую основу, содержание, нравственную проблематику.

17.11

 

1 (21)

«Песня про…купца Калашникова». Анализ I и II частей.

Уметь работать с литературными произведениями и другими видами искусства, устанавливать связь поэмы с УНТ

24.11

 

1 (22)

Лирика М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство поэта в создании художественных образов.

Понимать образную структуру, тему стих-ия, определять состояние лирического героя, уметь анализировать лирическое произведение.

28.11

 

1 (23)

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь. Историческая и фольклорная основа повести.

Уметь характеризовать литературных героев, сравнивать, выделять эпизоды, важные для их характеристики.

30.11

 

1 (24)

Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи.

 

01.12

 

1 (25)

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» . Анализ 7-9 й глав.

 

05.12

 

1 (26)

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» . Анализ 10-12-й глав.

 

08.12

 

1 (27)

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы.

 

12.12

 

1 (28)

р/р Подготовка к домашнему сочинению о Тарасе Бульбе.

Знать правила построения сочинения, уметь характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал.

18.12

 

1 (29)

И.С.Тургенев . Рассказ «Бирюк». Гуманистический пафос цикла «Записки охотника». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Уметь определять тему, идею, конфликт рассказа, видеть авторскую позицию, объяснять роль пейзажа как важнейшего средства характеристики персонажей.

19.12

 

1 (30)

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».  Авторские критерии нравственности.

Знать особенности жанра стихотворения в прозе.

22.12

 

2 (31-32)

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

Понимать образную структуру, тему лирического произведения, определять состояние лирического героя, уметь анализировать лирическое произведение.

26.12

29.12

 

1 (33)

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию.

31.12

 

1 (34)

А.К.Толстой. Исторические баллады « Василий Шибанов»,

« Князь Михайло Репнин»

Знать жанровое своеобразие исторических баллад.

12.01

 

1 (35)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

Определять жанровое своеобразие «Сказок…». Находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.

16.01

 

1 (36)

Вн./чт. Сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Уметь находить в сказке черты сатиры, объяснять приемы иносказания.

19.01

 

1 (37)

Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Знать понятие «автобиографическое произведение»

22.01

 

1 (38)

Л.Н.Толстой. главы «Классы» из повести «Детство». Главный герой повести, его чувства, поступки и духовный мир.

Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику повести.

23.01

 

1 (39)

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» . живая картина нравов, осмеяние душевных пороков, смысл названия.

Знать сюжет и образную систему рассказа,  уметь оценить действия героя, объяснить значение диалога и художественной детали.

30.01

 

1 (40)

А.П.Чехов. Рассказ « Злоумышленник» два лица России.

 

02.02

 

1 (41)

Вн./чт. Рассказ А. П.Чехова «Тоска»

 

06.02

 

1 (42)

р/р Стихи русских поэтов XIX века В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А. Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, находить изобразительные средства и определять их роль.

09.02

 

1 (43)

Произведения русских писателей XX века.

И.А.Бунин. рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Определять авторское отношение к героям, позицию автора-повествователя.

13.02

 

1 (44)

М.Горький. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни», дед Каширин.

Знать понятие «автобиографическое произведение»

16.02

 

1 (45)

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику повести

27.02

 

2 (46-47)

Классное сочинение.  Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики эпизода.

 

04.03

05.03

 

1 (48)

Вн./чт. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Знать содержание легенды, её жанровое своеобразие. Знать понятие «романтический герой», «романтическое произведение»

12.03

 

1 (49)

Л.Андреев. сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека, гуманистический пафос рассказа.

Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику рассказа.

19.03

 

1 (50)

В.В.Маяковский. своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение…» . мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Определить роль фантастических картин в стихотворении.

22.03

 

1(51)

Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение…», его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

Уметь определить главную мысль стихотворения, идейную позицию автора, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой.

26.03

 

1 (52)

А.П.Платонов. Призыв к уважению человеческого достоинства в рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей

Уметь определить главную мысль рассказа, идейную позицию автора.

29.03

 

1 (53)

Вн.чт. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе Платонова «В прекрасном яростном мире»

Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику рассказа.

02.04

 

1 (54)

Своеобразие картин природы в лирике Б.Пастернака.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, находить изобразительные средства и определять их роль.

05.04

 

1 (55)

Контрольная работа. Творчество писателей первой половины XX века. Тестовые задания.

Выявить уровень полученных знаний.

12.04

 

1 (56)

Философские проблемы в лирике А.Т.Твардовского.

Разобрать понятие «философская лирика». Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию.

16.04

 

1 (57)

Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны.

 

22.04

 

1 (58)

Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»

Уметь определить особенности жанра, композиции, темы рассказа.

23.04

 

1(59)

Нравственные проблемы в рассказах Е.И.Носова «Кукла», «Живое пламя».

Обучение целостному анализированию эпического произведения.

26.04

 

1 (60)

Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро»

Уметь определить особенности жанра, композиции, темы рассказа. Уметь составлять план.

30.04

 

1 (61)

Вн. Чт. Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачеве. «Земля родная» (главы) как напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

Знать определения понятий публицистика, мемуары.

03.05

 

1 (62)

Писатели улыбаются. Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко «Беда»

Уметь видеть речевые особенности автора.

07.05

 

1(63)

Стихотворения о родной природе поэтов XX века.

В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.

Уметь определить главную мысль стихотворения, идейную позицию автора, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой.

10.05

 

1 (64)

Песни на стихи русских поэтов XX века.

И.Гольф «Русское поле», Б.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Вертинский «Доченьки»

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, находить изобразительные средства и определять их роль.

14.05

 

1 (65)

Из литературы народов России.

Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире»

 

20.05

 

1 (66)

Зарубежная литература.

Р.Бёрнс «Честная бедность», Дж.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой»

 

21.05

 

1 (67)

Японские трёхстишия (хокку)

Уметь определить главную мысль стихотворения, идейную позицию автора, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой

24.05

 

1 (68)

Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары Волхвов».

 

28.05

 
     

31.05

 
         
         

                                                           Структура программы

Рабочая программа по литературе для 7класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.Рабочая  программа по литературе составлена  на основе  Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я.-  М.: «Просвещение», 2008г.,                               

Раздел 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.         Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.         Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 (с дополнениями и изменениями);

3.         Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ  от 5 марта 2004 года №1089  (с изменениями);

4.         Типовое положение об общеобразовательном учреждении разных типов и видов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196 (с изменениями);

Рабочая программа рассчитана на 68 часа (2 урока в неделю). В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в среднем звене направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

         Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений. 

Рабочая программа соответствует  Госстандарту. В неё включены для изучения  следующие произведения, не предусмотренные Госстандартом:

 * А.С. Пушкин «Полтава»  (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), А. С. Пушкин «Борис Годунов»  (Сцена в Чудовом монастыре);

* Л.Н. Андреев «Кусака»;

* Д.С. Лихачёв «Земля родная»;

* Песни на слова русских поэтов 20 века

Вышеперечисленные  произведения включены в рабочую программу  для чтения и обсуждения  в  классе  (кроме произведений Пушкина)

Данная рабочая программа  ориентирована на  содержание авторской программы, учебника-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс  обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с  изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана  по произведению;

Итоговый (за полугодие):  сочинение на основе литературного произведения  или анализа эпизода, тестирование. 

Раздел2. Требования к уровню подготовки учащихся  7 класса

 Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание  изученных художественных произведений;

- основные теоретико – литературные понятия, изучаемые в 7 классе:  жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки;  летопись; роды литературы; эпос ; повесть; литературный герой ; понятие о теме и идее произведения ; герой – повествователь ; портрет как средство  характеристики; автобиографическое   художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой ; поэма; трехсложные размеры стиха;  тоническое стихосложение ; гипербола ; гротеск ; сатира и юмор как формы комического ; публицистика ; мемуары как публицистический  жанр ;  литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов  в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, лирических, драматических произведениях

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия  в той лил иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- предавать динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания  в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять  основной  конфликт  художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы, повести;

- сопоставлять произведения разных писателей  в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров  в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

-стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Раздел 3. Содержание рабочей программы

1.

Раздел. тема

часы

2.

Введение

1

3.

Устное народное творчество

9

4.

Древнерусская литература

4

5.

Из русской литературы 18 века

2

6.

Из русской литературы 19 века

26

7.

Произведения русских писателей 20 века

19

8.

Писатели улыбаются

1

9.

Стихотворения о родной природе поэтов 20 века

1

10.

Песни на стихи русских поэтов 20 века

1

11.

Из литературы народов России

1

12.

Зарубежная литература

3

13.

итого

68

     

Раздел 4. Содержание учебного предмета «Литература» для 7 класса

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о     героическом.

Былина «Вольга и Микула Селянинович».Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Былина «Садко». Жанр пословицы и поговорки, предания, исторической песни.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

"Поучение” Владимира Мономаха. Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

Жанр жития. «Житие Петра и Февронии Муромских». Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии…".

              ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека.

Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.

М.Ломоносов. Отрывок из «Оды на день восшествия…»

Г.Державин. «Признание», «Река времён в своём стремленье…»

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере.

Нравственный смысл исторических сюжетов.

В.А. Жуковский

Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Лесной царь». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского.

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Н.В. Гоголь

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

И.С. Тургенев (3 часа). Слово о писателе. Рассказ «Бирюк» (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»). Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык»  (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»). Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Поэзия родной природы: стихотворения В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина 

Н.А. Некрасов . Слово о поэте. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Поэма «Русские женщины».Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

М.Е. Салтыков-Щедрин . Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Л.Н. Толстой Слово о писателе. Повесть «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник»,  «Тоска», «Размазня». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

И.А. Бунин . Слово о писателе. Рассказы: «Лапти», «Цифры», «Кавказ». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной  детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.  «Легенда о Данко». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Л.Андреев «Кусака».

А.Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Н.Носов «Кукла». «Живое пламя». 

Ю.Казаков « Тихое утро»

А.Т. Твардовский . Слово о поэте. «Снега потемнеют синие..», «Июль – макушка лета..» и др. Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского

Стихи и песни о Великой Отечественной войне А.Суркова, Н.Тихонова, А.Фатьянова, А. Твардовского  .

Стихи о Родине В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. (1 час)

А.Вампилов «Сценка из нерыцарских времен». Понятие о драматургическом произведении.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Японские хокку  Р.Бернс «Честная бедность»

 Байрон «Ты кончил жизни путь…»

Д.Олдридж «Отец и сын»

 О.Генри «Дары волхвов»

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

1.Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под¬хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

4.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.

6. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

7. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

8. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

9. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет-радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

11. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2008

Мультимедийные пособия

1.Авторские мультимедийные уроки.

2.Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2008
  2. Коровина В.Я.  «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.-  М.: Просвещение», 2006
  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное  учебное пособие  на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение,  2008
  4. Мещерякова М.  Литература в таблицах и схемах.-  М.: Просвещение, 2000
  5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э.,  Вольнова И.А., Емельяненко Т.В..  Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8  классов. -М.:Просвещение, 2004
  6. Русский фольклор: Словарь- справочник /  Сост. Т.В Зуева.-  М.: Просвещение, 1999
  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс.-  Саратов: Лицей ,2008
  8. И.О.Шайтанов, М.И. Свердлов .Зарубежная литература: Учебник- хрестоматия:  5-7 классы.- М.: Просвещение, 2004

Для учителя:

  1. С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные  разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002
  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2007
  3. Е. Л. Демиденко.  Новые контрольные и проверочные работы  по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007
  4. Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006
  5. А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000
  6. В.Я.Коровина.  Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003
  7. Н.Е.Кутейникова.  Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.-  М.: Просвещение, 2008
  8. А.М.Марченко.  Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
  9. Русское народное поэтическое творчеств / Под редакцией проф. Н.И. Кравцова.- М.: Просвещение, 1971
  10.  Л.Н.Тимофеев, С.В.Тураев.  Краткий словарь литературных терминов. – М.: Просвещение, 2001
  11.  Л.Е.Тумина. Сочини   сказку.  Творческие задания  для учеников. 5-7 классы.- М.: ДРОФА, 200г.
  12. Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком.- М.: Русское слово,  2003

Приложение к рабочей программе

Контрольные работы по литературе в 7 в, г, д классах в 2015-2016 учебном году.

Тема.

Вид работы

часы

дата

1.

Устное народное творчество

Классное сочинение по репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря»

1

26.09

2.

Литература 19 века. Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Подготовка к домашнему сочинению.

1

18.12

3.

Стихи поэтов 19 века. Обучение анализу лирического текста.

Подготовка к домашнему сочинению.

1

09.02

4.

М.Горький. Повесть «Детство». Портрет как средство характеристики.

Классное сочинение.

2

04.03

05.03

5.

Творчество писателей первой половины 20 века.

Контрольная работа в тестовой форме

1

12.04

6.

Итого: классных сочинений – 2, домашних

сочинений – 2; контрольная работа - 1

     

 Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2008
  2. Коровина В.Я.  «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.-  М.: Просвещение», 2006
  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное  учебное пособие  на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение,  2008

Для учителя:

  1. С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные  разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002
  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2007
  3. Е. Л. Демиденко.  Новые контрольные и проверочные работы  по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007
  4. Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006
  5. А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000
  6. В.Я.Коровина.  Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003
  7. Н.Е.Кутейникова.  Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.-  М.: Просвещение, 2008
    1. Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/
    2. Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/
    3. Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
    4. Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
  1. Образовательные электронные ресурсы:
  1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
  2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
  3. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
  4. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
  5. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
  6. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  7. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
  8. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  9. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  10. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
  1. Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

Следуйте:

vk-fill-35x35facebook-fill-35x35twitter-fill-43x35

Партнерские ссылки

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны