Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 в,г,д класса на 2015-2016 учебный год
по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2013
№ урока колич. |
Тема |
Формируемые умения и навыки учащихся |
Сроки по плану |
Сроки факт. |
1. |
Введение. Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь…» |
Понимать образную природу словесного искусств; уметь строить рассказ о писателе, о героях; проявлять интерес к чтению как одному из способов повышения духовной культуры. |
04.09 |
|
1(2) |
Устное народное творчество. Предания как поэтическая биография народа. Исторические события в преданиях. |
Уметь определять жанр предания; понимать художественный текст и пересказывать его |
08.09 |
|
1 (3) |
Былины и их исполнители. Нравственные идеалы русского народа. |
Знать признаки былины как жанра поэтического эпоса; уметь анализировать художественный текст былины, выразительно читать. |
12.09 |
|
1 (4) |
Былина «Вольга и Микула Селянинович» |
15.09 |
||
1 (5) |
Былина «Садко». Своеобразие былины, поэтичность её языка. |
Уметь характеризовать героев былины. |
19.09 |
|
1 (6) |
Вн. Чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
22.09 |
||
1 (7) |
р/р Классное сочинение по репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря» |
26.09 |
||
1 (8) |
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. |
29.09 |
||
1 (9) |
« Песнь о Роланде» - вершина французского эпоса. |
03.10 |
||
1 (10) |
Пословицы и поговорки. Особенности их смысла и языка. |
Понимать своеобразие и афористичность пословиц как малого жанра фольклора. Уметь употреблять в устной речи. |
10.10 |
|
1 (11) |
Древнерусская литература. Нравственные заветы Древней Руси. «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской литературы. |
Знать понятие «жанр летописи», «поучения», понимать общехристианский смысл «Поучения» Владимира Мономаха. |
13.10 |
|
1 (12) |
Нравственные идеалы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. |
Уметь анализировать древнерусский текст; понимать особую стилистику произведения. |
17.10 |
|
1 (13) |
Из русской литературы XVIII века. Знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке. |
Знать сведения о Ломоносове как поэте и ученом. Выразительно читать поэтический текст и анализировать его. |
24.10 |
|
1 (14) |
Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р.Державина, его сатирическими произведениями. Философские размышления поэта о смысле жизни и свободе творчества. |
Знать основные сведения о жизни и творчестве Г.Р.Державина. понимать философский и иносказательный смысл изучаемых стихотворений, определять их идею. |
27.10 |
|
1 (15) |
Из русской литературы XIX века. А.С.Пушкин. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Поэма «Полтава». Образы поэмы. |
Понимать фактическое и идейное содержание поэмы. Проявлять интерес к отечественной истории. |
31.10 |
|
1 (16) |
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» Образ автора во вступлении к поэме. |
Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. |
03.11 |
|
1 (17) |
А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады. |
Знать историческую основу стихотворения, воспринимать и анализировать художественный его, давать сравнительную характеристику героев, определять роль художественных средств. |
07.11 |
|
1 (18) |
р/р А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. |
Уметь воспринимать и анализировать драматический стихотворный текст, характеризовать героя, определять его роль в произведении. |
13.11 |
|
1 (19) |
А.С.Пушкин . Повесть «Станционный смотритель». Гуманизм повести. Изображение «Маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства. |
Уметь видеть роль автора и рассказчика в повести. |
14.11 |
|
1 (20) |
М.Ю.Лермонтов. Знакомство с «Песней про…купца Калашникова» и её героями. Картины быта XVI века и их роль в понимании характера и идеи поэмы. |
Знать историю создания поэмы, ее историческую основу, содержание, нравственную проблематику. |
17.11 |
|
1 (21) |
«Песня про…купца Калашникова». Анализ I и II частей. |
Уметь работать с литературными произведениями и другими видами искусства, устанавливать связь поэмы с УНТ |
24.11 |
|
1 (22) |
Лирика М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство поэта в создании художественных образов. |
Понимать образную структуру, тему стих-ия, определять состояние лирического героя, уметь анализировать лирическое произведение. |
28.11 |
|
1 (23) |
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь. Историческая и фольклорная основа повести. |
Уметь характеризовать литературных героев, сравнивать, выделять эпизоды, важные для их характеристики. |
30.11 |
|
1 (24) |
Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи. |
01.12 |
||
1 (25) |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» . Анализ 7-9 й глав. |
05.12 |
||
1 (26) |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» . Анализ 10-12-й глав. |
08.12 |
||
1 (27) |
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы. |
12.12 |
||
1 (28) |
р/р Подготовка к домашнему сочинению о Тарасе Бульбе. |
Знать правила построения сочинения, уметь характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал. |
18.12 |
|
1 (29) |
И.С.Тургенев . Рассказ «Бирюк». Гуманистический пафос цикла «Записки охотника». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. |
Уметь определять тему, идею, конфликт рассказа, видеть авторскую позицию, объяснять роль пейзажа как важнейшего средства характеристики персонажей. |
19.12 |
|
1 (30) |
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности. |
Знать особенности жанра стихотворения в прозе. |
22.12 |
|
2 (31-32) |
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. |
Понимать образную структуру, тему лирического произведения, определять состояние лирического героя, уметь анализировать лирическое произведение. |
26.12 29.12 |
|
1 (33) |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. |
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию. |
31.12 |
|
1 (34) |
А.К.Толстой. Исторические баллады « Василий Шибанов», « Князь Михайло Репнин» |
Знать жанровое своеобразие исторических баллад. |
12.01 |
|
1 (35) |
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. |
Определять жанровое своеобразие «Сказок…». Находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения. |
16.01 |
|
1 (36) |
Вн./чт. Сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. |
Уметь находить в сказке черты сатиры, объяснять приемы иносказания. |
19.01 |
|
1 (37) |
Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
Знать понятие «автобиографическое произведение» |
22.01 |
|
1 (38) |
Л.Н.Толстой. главы «Классы» из повести «Детство». Главный герой повести, его чувства, поступки и духовный мир. |
Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику повести. |
23.01 |
|
1 (39) |
А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» . живая картина нравов, осмеяние душевных пороков, смысл названия. |
Знать сюжет и образную систему рассказа, уметь оценить действия героя, объяснить значение диалога и художественной детали. |
30.01 |
|
1 (40) |
А.П.Чехов. Рассказ « Злоумышленник» два лица России. |
02.02 |
||
1 (41) |
Вн./чт. Рассказ А. П.Чехова «Тоска» |
06.02 |
||
1 (42) |
р/р Стихи русских поэтов XIX века В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А. Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению |
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, находить изобразительные средства и определять их роль. |
09.02 |
|
1 (43) |
Произведения русских писателей XX века. И.А.Бунин. рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
Определять авторское отношение к героям, позицию автора-повествователя. |
13.02 |
|
1 (44) |
М.Горький. Автобиографический характер повести «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни», дед Каширин. |
Знать понятие «автобиографическое произведение» |
16.02 |
|
1 (45) |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. |
Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику повести |
27.02 |
|
2 (46-47) |
Классное сочинение. Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики эпизода. |
04.03 05.03 |
||
1 (48) |
Вн./чт. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» |
Знать содержание легенды, её жанровое своеобразие. Знать понятие «романтический герой», «романтическое произведение» |
12.03 |
|
1 (49) |
Л.Андреев. сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека, гуманистический пафос рассказа. |
Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику рассказа. |
19.03 |
|
1 (50) |
В.В.Маяковский. своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение…» . мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. |
Определить роль фантастических картин в стихотворении. |
22.03 |
|
1(51) |
Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение…», его гуманизм и сочувствие ко всему живому. |
Уметь определить главную мысль стихотворения, идейную позицию автора, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой. |
26.03 |
|
1 (52) |
А.П.Платонов. Призыв к уважению человеческого достоинства в рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей |
Уметь определить главную мысль рассказа, идейную позицию автора. |
29.03 |
|
1 (53) |
Вн.чт. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе Платонова «В прекрасном яростном мире» |
Уметь осознанно воспринимать и анализировать текст, составлять портрет героя, определять нравственную проблематику рассказа. |
02.04 |
|
1 (54) |
Своеобразие картин природы в лирике Б.Пастернака. |
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, находить изобразительные средства и определять их роль. |
05.04 |
|
1 (55) |
Контрольная работа. Творчество писателей первой половины XX века. Тестовые задания. |
Выявить уровень полученных знаний. |
12.04 |
|
1 (56) |
Философские проблемы в лирике А.Т.Твардовского. |
Разобрать понятие «философская лирика». Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию. |
16.04 |
|
1 (57) |
Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны. |
22.04 |
||
1 (58) |
Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади» |
Уметь определить особенности жанра, композиции, темы рассказа. |
23.04 |
|
1(59) |
Нравственные проблемы в рассказах Е.И.Носова «Кукла», «Живое пламя». |
Обучение целостному анализированию эпического произведения. |
26.04 |
|
1 (60) |
Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» |
Уметь определить особенности жанра, композиции, темы рассказа. Уметь составлять план. |
30.04 |
|
1 (61) |
Вн. Чт. Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачеве. «Земля родная» (главы) как напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. |
Знать определения понятий публицистика, мемуары. |
03.05 |
|
1 (62) |
Писатели улыбаются. Смешное и грустное в рассказе М.М.Зощенко «Беда» |
Уметь видеть речевые особенности автора. |
07.05 |
|
1(63) |
Стихотворения о родной природе поэтов XX века. В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. |
Уметь определить главную мысль стихотворения, идейную позицию автора, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой. |
10.05 |
|
1 (64) |
Песни на стихи русских поэтов XX века. И.Гольф «Русское поле», Б.Окуджава «По Смоленской дороге», А.Вертинский «Доченьки» |
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, находить изобразительные средства и определять их роль. |
14.05 |
|
1 (65) |
Из литературы народов России. Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире» |
20.05 |
||
1 (66) |
Зарубежная литература. Р.Бёрнс «Честная бедность», Дж.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой» |
21.05 |
||
1 (67) |
Японские трёхстишия (хокку) |
Уметь определить главную мысль стихотворения, идейную позицию автора, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой |
24.05 |
|
1 (68) |
Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары Волхвов». |
28.05 |
||
31.05 |
||||
Структура программы
Рабочая программа по литературе для 7класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2008г.,
Раздел 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Статус документа
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 (с дополнениями и изменениями);
3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года №1089 (с изменениями);
4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении разных типов и видов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196 (с изменениями);
Рабочая программа рассчитана на 68 часа (2 урока в неделю). В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
Изучение литературы в среднем звене направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Рабочая программа соответствует Госстандарту. В неё включены для изучения следующие произведения, не предусмотренные Госстандартом:
* А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), А. С. Пушкин «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре);
* Л.Н. Андреев «Кусака»;
* Д.С. Лихачёв «Земля родная»;
* Песни на слова русских поэтов 20 века
Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений Пушкина)
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебника-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению;
Итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тестирование.
Раздел2. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико – литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос ; повесть; литературный герой ; понятие о теме и идее произведения ; герой – повествователь ; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой ; поэма; трехсложные размеры стиха; тоническое стихосложение ; гипербола ; гротеск ; сатира и юмор как формы комического ; публицистика ; мемуары как публицистический жанр ; литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, лирических, драматических произведениях
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той лил иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- предавать динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы, повести;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;
-стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Раздел 3. Содержание рабочей программы
1. |
Раздел. тема |
часы |
2. |
Введение |
1 |
3. |
Устное народное творчество |
9 |
4. |
Древнерусская литература |
4 |
5. |
Из русской литературы 18 века |
2 |
6. |
Из русской литературы 19 века |
26 |
7. |
Произведения русских писателей 20 века |
19 |
8. |
Писатели улыбаются |
1 |
9. |
Стихотворения о родной природе поэтов 20 века |
1 |
10. |
Песни на стихи русских поэтов 20 века |
1 |
11. |
Из литературы народов России |
1 |
12. |
Зарубежная литература |
3 |
13. |
итого |
68 |
Раздел 4. Содержание учебного предмета «Литература» для 7 класса
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.
Былина «Вольга и Микула Селянинович».Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Былина «Садко». Жанр пословицы и поговорки, предания, исторической песни.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.
"Поучение” Владимира Мономаха. Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".
Жанр жития. «Житие Петра и Февронии Муромских». Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии…".
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА
Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека.
Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.
М.Ломоносов. Отрывок из «Оды на день восшествия…»
Г.Державин. «Признание», «Река времён в своём стремленье…»
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере.
Нравственный смысл исторических сюжетов.
В.А. Жуковский
Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Лесной царь». Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского.
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.
Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.
М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Н.В. Гоголь
Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.
И.С. Тургенев (3 часа). Слово о писателе. Рассказ «Бирюк» (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»). Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»). Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.
Поэзия родной природы: стихотворения В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина
Н.А. Некрасов . Слово о поэте. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Поэма «Русские женщины».Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.
М.Е. Салтыков-Щедрин . Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
Л.Н. Толстой Слово о писателе. Повесть «Детство». Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).
И.А. Бунин . Слово о писателе. Рассказы: «Лапти», «Цифры», «Кавказ». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. «Легенда о Данко». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.
Л.Андреев «Кусака».
А.Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок»
Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»
В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Н.Носов «Кукла». «Живое пламя».
Ю.Казаков « Тихое утро»
А.Т. Твардовский . Слово о поэте. «Снега потемнеют синие..», «Июль – макушка лета..» и др. Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского
Стихи и песни о Великой Отечественной войне А.Суркова, Н.Тихонова, А.Фатьянова, А. Твардовского .
Стихи о Родине В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. (1 час)
А.Вампилов «Сценка из нерыцарских времен». Понятие о драматургическом произведении.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Японские хокку Р.Бернс «Честная бедность»
Байрон «Ты кончил жизни путь…»
Д.Олдридж «Отец и сын»
О.Генри «Дары волхвов»
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011
1.Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под¬хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
4.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
6. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
7. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
8. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
9. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет-радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
11. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2008
Мультимедийные пособия
1.Авторские мультимедийные уроки.
2.Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2008
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.- М.: Просвещение», 2006
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение, 2008
- Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000
- Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В.. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. -М.:Просвещение, 2004
- Русский фольклор: Словарь- справочник / Сост. Т.В Зуева.- М.: Просвещение, 1999
- Читательский дневник. Иду в 7 класс.- Саратов: Лицей ,2008
- И.О.Шайтанов, М.И. Свердлов .Зарубежная литература: Учебник- хрестоматия: 5-7 классы.- М.: Просвещение, 2004
Для учителя:
- С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002
- И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2007
- Е. Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007
- Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006
- А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000
- В.Я.Коровина. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003
- Н.Е.Кутейникова. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2008
- А.М.Марченко. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
- Русское народное поэтическое творчеств / Под редакцией проф. Н.И. Кравцова.- М.: Просвещение, 1971
- Л.Н.Тимофеев, С.В.Тураев. Краткий словарь литературных терминов. – М.: Просвещение, 2001
- Л.Е.Тумина. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы.- М.: ДРОФА, 200г.
- Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, Л.А. Холодкова. Литература в 7 классе: Урок за уроком.- М.: Русское слово, 2003
Приложение к рабочей программе
Контрольные работы по литературе в 7 в, г, д классах в 2015-2016 учебном году.
№ |
Тема. |
Вид работы |
часы |
дата |
1. |
Устное народное творчество |
Классное сочинение по репродукции картины В.Васнецова «Три богатыря» |
1 |
26.09 |
2. |
Литература 19 века. Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». |
Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
18.12 |
3. |
Стихи поэтов 19 века. Обучение анализу лирического текста. |
Подготовка к домашнему сочинению. |
1 |
09.02 |
4. |
М.Горький. Повесть «Детство». Портрет как средство характеристики. |
Классное сочинение. |
2 |
04.03 05.03 |
5. |
Творчество писателей первой половины 20 века. |
Контрольная работа в тестовой форме |
1 |
12.04 |
6. |
Итого: классных сочинений – 2, домашних сочинений – 2; контрольная работа - 1 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2008
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.- М.: Просвещение», 2006
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение, 2008
Для учителя:
- С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002
- И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2007
- Е. Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007
- Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006
- А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000
- В.Я.Коровина. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003
- Н.Е.Кутейникова. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2008
- Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/
- Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/
- Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.
- Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
- Образовательные электронные ресурсы:
- http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
- http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
- http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
- Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/