Уроки литературы

Поиск

Войти

Open Panel

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №3 МР Учалинский район РБ

                             

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ лицей № 3

У.М. Яппаров         __________      

Приказ № 360

«30» августа 2016 г.

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Тимербаева Г.Ф.            ___________

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

учителей русского языка

и литературы

протокол № __2___

 от  22 августа 2016 г.

Руководитель  ШМО

С.Ю.Алешкова       _______

       

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по научно-методической работе

Мухамедьярова Э.Ф.    ___________

                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

литература

 

для учащихся 11  класса (общеобразовательный),

уровень – базовый (профильный)

(нужное подчеркнуть)

 

 

 

Организация-разработчик: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3 МР Учалинский район Республики Башкортостан

 

 

Разработчик:

Алешкова Светлана Юдисовна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

                                                                               Учалы

2016 г.

Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)

Статус документа

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

.                Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:

                 «Русское    слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2009.

Структура программы

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;  основное содержание, в которой дается распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемаяпоследовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Пояснительная записка

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление, классификация;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

                                 Основные теоретико-литературные понятия

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

−Историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

−  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

−  Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

-     Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

-     Выразительное чтение.

-     Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

-     Заучивание наизусть стихотворных текстов.

-     Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

-     Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

-     Составление планов и написание отзывов о произведениях.

-     Написание изложений с элементами сочинения.

-     Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

-     Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

-     Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.                        

                               Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

        • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным  произведениям зарубежной классики.

                    Место литературы в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 99 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).      

Основные знания, умения и навыки обучающихся

По окончании 11 класса учащиеся должны:  знать / понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX –XX веков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой  произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • - поиска нужной информации в справочных материалах;
  • - развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;
  • - ведения аргументированной полемики;
  • - определения круга чтения и оценки литературных произведений;
  • - самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации и вступительным экзаменам в ВУЗ.

                     Учебно-тематическое планирование по литературе

     Личностно-ориентированный подход к преподаванию предмета реализуется с помощью основного содержательного принципа этой части УМК: обеспечение изучения литературы   на базовом уровне. Представленный в программе объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на  общеобразовательный  уровень обучения.

Класс 11  (базовый уровень)   

Количество часов:

Всего – 33 ; в неделю – 3 часа.

Плановых контрольных уроков (развития речи)  -  10* (в том числе6 классных и 2 домашних сочинения),  уроков внеклассного чтения – 6.

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.

Основное содержание

Литература XX века

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века. (1 час)

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)

И. А. Бунин (5ч) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Лёгкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. Горький (5ч) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.  Сочинение по творчеству М.Горького.

          А.И. Куприн (3ч) Жизнь и творчество (обзор). «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение по творчеству А.И.Куприна

Л.Андреев.(2ч.) Жизнь и творчество. Повесть «Иуда Искариот»

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века (5ч)  

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

     А. А. Блок (3ч) Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

 А. А. Ахматова (4ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева (3ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

      «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (2ч)  А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (3ч)  Характерные черты времени в цикле рассказов «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова.

В. В. Маяковский (4ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин (4ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина»,  «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

      М. А. Шолохов (4ч) Жизнь и творчество.  Роман «Поднятая целина» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Поднятая целина» или по «Донским рассказам»

      М. А. Булгаков (10ч) Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита», роман «Белая гвардия»

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

      Б. Л. Пастернак (2ч) Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

Литература периода Великой Отечественной войны

        А. Т. Твардовский (3ч). Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

В.Кондратьев повесть «Сашка» (2ч)

        Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

        В. М. Шукшин (2ч) Колоритность и яркость героев-чудиков.

  А.И.Солженицин (5ч)Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (5ч)


 

             Календарно-тематическое планирование по литературе

                      для 11 а, в классов на 2016-2017 учебный год.

(используемый учебник: Русская литература XX века(учебник для 11 класса в двух частях) Авторы: В.А.Чалмаев и С.А. Зинин)

Тема уроков

Кол-во уроков

Дата проведения

план

факт

При-меч.

 

1  ЧЕТВЕРТЬ

       
 

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века.

1

02.09

   
 

Литература первой половины  XX -го века

       
  • 222

Обзор русской литературы первой половины  XX -го века

1

02.09

   
 

И. А. Бунин Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина

2

06.09

   
 

«Лёгкое дыхание». Поэтика  лирических воспоминаний.

1

08.09

   
 

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

1

13.09

   
 

«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

1

13.09

   
 

А.И. Куприн. Жизнь и творчество

1

15.09

   
 

«Гранатовый браслет».Талант любви в рассказе «...что это было: любовь или сумасшествие?»

1

20.09

   
 

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

1

20.09

   

10

Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

2

27.09

   
 

М. Горький . Страницы жизни. «Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

2

22.09

   
 

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

1

29.09

   
 

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна.

1

04.10

   
 

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

1

04.10

   
 

Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького

1

06.10

   
 

Л. Андреев. Жизнь, творчество. Повесть «Иуда Искариот»

Неореализм. Евангельский сюжет.

2

18.10

   
 

Серебряный век

       
 

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»(обзор)

1

13.10

   
 

Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.

1

20.10

   
 

К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство»  поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

1

25.10

   
 

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

1

25.10

   
 

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

27.10

   
 

А. А. Блок. Жизнь и судьба поэта.

1

01.11

   
 

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

1

01.11

   
 

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

1

08.11

   
 

2  ЧЕТВЕРТЬ

       
 

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

1

08.11

   
 

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме.

1

10.11

   
 

Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала (семинар).

1

15.11

   
 

А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

1

15.11

   
 

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

1

17.11

   
 

 «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

1

22.11

   
 

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

1

22.11

   
 

М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

1

24.11

   
 

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

1

29.11

   
 

Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир.

1

29.11

   
 

 

Р/р Классное сочинение

Истолкование, восприятие, оценка стихотворения А.Ахматовой/М.Цветаевой

2

06.12

   
 

А. Аверченко.Темы и мотивы сатирической новеллистики

2

01.12

   
 

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

1

08.12

   
 

Вн/чт И.Бабель Жизнь и судьба писателя. Цикл рассказов «Конармия»

2

13.12

   
 

В. В. Маяковский.

Тема поэта и толпы в ранней лирике.

1

15.12

   
 

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота.

1

20.12

   
 

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

1

20.12

   
 

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

1

22.12

   
 

С. А. Есенин.

       
 

Природа родного края и образ Руси в лирике поэта.

1

27.12

   
 

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

1

27.12

   
 

Любовная тема в поэзии Есенина.

1

29.12

   
 

3 ЧЕТВЕРТЬ

       
 

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

1

17.01

   
 

Р/р Классное сочинение по творчеству

 В. Маяковского и С. Есенина.

2

24.01

   
 

М. А. Булгаков. Жизнь, творчество.

Роман «Мастер и Маргарита». История создания, композиция, жанровое своеобразие

1.

17.01

   
 

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

1

19.01

   
 

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

1

26.01

   
 

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

31.01

   
 

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

1

31.01

   
 

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

1

02.02

   
 

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

1

07.02

   
 

Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

07.02

   
 

Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия».

Проблема нравственного самоопределения личности в романе «Белая гвардия».

3

09.02

14.02

   
 

Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману 

По роману «Белая гвардия»

1

16.02

   
 

М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество, личность.

1

21.02

   
 

«Год великого перелома « в судьбах народных» . Перелом крестьянской жизни в  романе «Поднятая целина»

2

21.02

28.02

   
       

28.02

02.03

   
 

Современные писатели о  периоде коллективизации

В/ч В.Тендряков «Хлеб для  собаки»

2

     
 

Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

2

07.03

   
 

А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

1

09.03

   
 

«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

1

14.03

   
 

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

1

14.03

   
 

Вн/чт В.Кондратьева

«Лейтенантская проза».

Повесть «Сашка»

2

16.03

21.03

   
 

Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1

21.03

   
 

В. М. Шукшин. Проза В.Шукшина

Тема города и деревни. Колоритность и яркость героев-чудиков.

1

23.03

   
 

4 ЧЕТВЕРТЬ

       
 

Герои Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик», «Выбираю деревню на жительство» и др.

1

04.04

   
 

Письменная работа по творчеству В.Шукшина.

1

04.04

   
 

А.И.Солженицын. Жизнь, творчество.

Проза А.И.Солженицына.

Своеобразие звучание «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

Тема народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

5

06.04

11.04

13.04

18.04

   
 

Р/р Классное сочинение

По творчеству А.И.Солженицына

2

20.04

25.04

   
 

Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина. Актуальные и вечные проблемы  в повести «Живи и помни»

3

25.04

27.04

02.05

   
 

В.Шаламов. Жизнь и творчество.

«Колымские рассказы»

3

02.05

04.05

11.05

   
 

Резервные уроки

3

16.05

18.05

23.05

   
   

     

     
             

 


Приложение к рабочей программе

Контрольные работы по литературе в 11 а, в классах ( 2016-2017 учебный год)

Вид работы

тема

часы

четверть

дата

1.

Классное сочинение

По творчеству А.И. Куприна и И.А.Бунина

2

I

27.09

2.

Классное сочинение

По творчеству М. Горького

1

I

06.10

3.

Классное сочинение

Лирика А.Ахматовой, М.Цветаевой

2

II

06.12

4.

Классное сочинение

Творчество В.Маяковского

2

III

24.01

5.

Домашнее сочинение

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

III

07.02

6.

Домашнее сочинение

Роман М.Булгакова «Белая гвардия

1

III

16.02

7.

Классное сочинение

Осмысление Великой Победы 1945 года в 60-70-е годы 20 столетия

1

III

21.03

8.

Самостоятельная работа.

Творчество В.М.Шукшина

1

IV

04.04

9.

Классное сочинение

Творчество А.И.Солженицына

2

VI

25.04

10

Итого

Самост. работ - 1

Классн. соч.- 6

Домаш. соч. - 2

 

       
                   

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.

 

                        

 

 

Произведения для заучивания наизусть 

  1.  И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  8. О.Э. Мандельштам. «NotreDame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
  10.  Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

                               Учебное и учебно-методическое обеспечение

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.

Изд. 5-е

.           Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

  1. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2007.
  2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
  4. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2007.
  5. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2006.
  6. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 1986.
  7. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.
  8. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 1986.
  9. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.
  10. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.
  11. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2004.
  12. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2007.
  13. Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/
  14. Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/
  15. Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским язы-ком и его историей.
  16. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
  17. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
  18. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы се-рии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
  19. http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
  20. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
  21. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  22. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
  23. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  24. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  25. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
  26. Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x
  27. Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

 

 

Следуйте:

vk-fill-35x35facebook-fill-35x35twitter-fill-43x35

Партнерские ссылки

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны