Уроки русского языка

Поиск

Войти

Open Panel

Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №3 МР Учалинский район РБ

                             

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ лицей № 3

У.М. Яппаров         __________      

Приказ № 360

«30» августа 2016 г.

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Тимербаева Г.Ф.            ___________

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

учителей русского языка

 и литературы

протокол № __2___

 от  22 августа 2016 г.

Руководитель  ШМО

С.Ю.Алешкова  ___________

       

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по научно-методической работе

Мухамедьярова Э.Ф.    ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

русский язык

для учащихся 11  класса (общеобразовательный),

уровень – базовый (профильный)

(нужное подчеркнуть)

Организация-разработчик: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3 МР Учалинский район Республики Башкортостан

Разработчик:

Алешкова Светлана Юдисовна – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Учалы

2016 г.

Структура программы

    Рабочая программа по русскому языку для 11 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.

      Пояснительная записка

      Статус документа

   Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1.  Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).

2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).

3. Программа по русскому языку для 10-11 классов

4. Авторы учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г. Гольцова,  И.В. Шамшин, М.А. Мищерина  «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованный  Министерством  образования  и  науки  РФ,  Москва, «Русское слово», 2012),  программы  под  редакцией   Н.Г. Гольцовой,  Москва,  «Русское слово»,  2008 год,  базисного  учебного плана.

5. Приказ МО и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

6. Приказы МО и науки РФ от 08.06. 2015 г. №576, от 28.12.2015 г. 1529 от 26.01.2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями».

        Общая характеристика учебного курса. Программа соответствует  стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

        Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

        Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке  и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,  культуроведческой  компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

        Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности  подчинены формированию конкретных практических умений и навыков (орфографических, пунктуационных, стилистических ),

 в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа и  систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.

Понимание и отработка данных навыков и умений обеспечивается большим количеством упражнений, предлагаемых в учебнике по всем темам.

В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении  орфограмм  и пунктограмм, так как обеспечивают созна-тельный подход к изучаемому материалу.

        Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В худо-жественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание  и пункту-ационному анализу.

        Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

В соответствии с современными требованиями  коммуникативной  направ-ленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.  Для развития речи используются  такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание  сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

Если  в 10 классе  повторя­ются фонетика и графика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, грамматика и правописание с некоторыми уточ­нениями и дополнительной конкретизацией того, что изучалось уча­щимися в 5-9-х классах, то в 11классе систематизируются знания по синтаксису и пунктуации, расщиряются представления  и углубляются понятия по стилистике, причем речеведческая деятельность пронизывает весь курс, не ограничиваясь определенно заданными параграфами.

       Количество уроков русского языка  определяется базовым  минимумом –

1 час в неделю, 33 часа  за учебный год, поэтому  обобщаются и систематизируются основные понятия, в  минимально ограниченном объеме закрепляются и совершенствуются  знания и навыки, полученные в основной школе.    Также в рабочую программу введены уроки подготовки к ЕГЭ.

         В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

   Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

   Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

         Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ), и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации

     Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

    Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы русского языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию  навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

   Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

    Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

    Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

    Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школы.  Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

   Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

    Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

      Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных учащимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению русского языка.

Особенности организации учебного процесса

Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ

   Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение.

    Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, практические работы, задания дифференцированного характера, лингвистический анализ текста с последующим написанием сочинения-рассуждения.

                Требования к уровню подготовки обучающихся  11 класса.

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

-        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-        орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

-        адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

-        использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-        осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;

-        осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

-        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-        свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

-        передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

-        использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

-        создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

-        формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

-        выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

-        высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

-        владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

-        создавать устное высказывание на лингвистические темы;

-        владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

-        оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

-        проводить разные виды языкового разбора;

-        опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-        анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых осо-бенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

-        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;

-        грамматические нормы современного русского литературного языка;

-        соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

-        эффективно использовать языковые единицы в речи;

-        соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

-        участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

-        фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.                                                   

  Использование образовательных технологий и приемов, основных форм организации образовательного процесса.Обновленные цели обучения русскому  языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

 Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  отражают:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

общего образования.

        Предметные результаты:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

 4) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Тематическое планирование. Контрольно-практическая часть

Наименование раздела

Кол.

часов

к/р

Р/р

Тест

Синтаксис  и пунктуация. Словосочетание.

1

     

Простое предложение.

Простое осложненное предложение.

2

1

   

Однородные члены предложения.

4

     

Обособленные члены предложения.

2

 

1

 

Слова и конструкции, грамматические не связанные с предложением.

5

1

 

1

Сложное предложение.

4

1

1

 

Предложения с чужой речью.

3

 

1

 

Культура речи и стилистика.

8

 

2

 

Обобщение изученного. Подготовка к ЕГЭ.

4

   

4

ВСЕГО:

33

 3

5

5

        

                 Содержание учебного предмета «русский язык» для 11 класса

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Простое предложение: его грамматическая (предикативная) основа, понятие однородности, виды обособления, порядок слов в предложении, средства логического выделения слова, словосо­четания в предложении (порядок слов, частицы, графические средства, интонация); синтаксический и пунктуационный раз­боры.

Сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчинен­ное, бессоюзное; смысловые отношения между частями сложно­сочиненного и бессоюзного сложного предложений; синонимия со­юзных и бессоюзных сложных предложений; синтаксический и пунктуационный разборы.

Предложения с прямой и косвенной речью, их преобразо­вание.

Цитаты и знаки препинания при них.

Наблюдение над синтаксисом в произведениях разных лите­ратурных направлений, стилей, жанров, над синтаксическими особенностями изучаемых произведений.

Функциональные стили. Научный стиль. Официально-деловойстиль.  Разговорный стиль. Публицистический стиль речи.Сфера использования и основ­ные признаки. Лексические и синтаксические особенности. Сред­ства эмоционального воздействия. Агитационная речь. Электронное письмо.

Повторение

        Лексика. Фразеология. Лексикография 

Представление о лексическом значении слова. Прямое и переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза. Омонимы. Разновидности омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Паронимы. Паронимический ряд. Синонимы, антонимы и их употребление. Происхождение лексики русского языка. Исконно-русская лексика и заимствованная. Старославянизмы и их особая роль в лексической системе языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления: диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины. Фразеология.  Фразеологические единицы  и их употребление.

Основные термины и понятия:      

Значение слов, изобразительно-выразительные средства языка. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Лексика исконно русская, заим-ствованная, диалектизмы,  профессионализмы, термины, жаргонизмы,   лексика общеупотребительная,  фразеологические обороты, основные типы словарей

Знать: лексическое и грамматическое значение слов;

- прямое и переносное значение слов;

- понятие о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах;

- роль старославянизмов в создании текста высоко стиля;

- фразеологизмы, фразеологические выражения;

- устаревшая лексика: архаизмы, старославянизмы, историзмы;

Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, метонимия, сравнение, перифраза;

- анализировать лексические средства выразительности в тексте;

- работать с различными видами словарей;

- определять лексические особенности текста;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- выделять главное;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

- использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

- использование в речи изобразительно-выразительных средств;

- выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

 Фонетика. Графика. Орфоэпия

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Основные термины и понятия:      

Фонетика. Графика, Основные лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных звуков. Чередование звуков. Ударение.

Знать: орфоэпические нормы правописания;

- характеристику гласных и согласных звуков в слове;

Уметь: производить фонетический разбор слов;

    Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать мировоззрение школьников;

- уметь выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации; умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;

      Морфемика и словообразование     Состав слова. Морфемный анализ слова. Способы словообразования в русском языке: морфологические и неморфологические. Словообразовательный анализ. Формообразование. Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Основные термины и понятия: Состав слова. Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная и непроизводная основа. Простая, сложная основа. Производящая основа. Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.     Формообразующий аффикс.

Знать: состав слова;

- способы образования слов;

- нормы формообразования;

- правописание морфем;

- морфологический принцип правописания;

Уметь: производить морфемный анализ слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- правильно писать словообразующие и формообразующие морфемы;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

- пользование словарями различных типов;

- уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

     Морфология и орфография

Принципы русской орфографии: морфологический, традиционный, фонетический. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц: правописание гласных Ы-И после Ц в различных частях слова. Употребление букв Э, Е  и сочетание ЙО в различных морфемах. Правописание звонких и глухих, позиционные чередования. Правописание непроизносимых и двойных согласных на стыке морфем.  Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки на –З-, -С-. Гласные в приставках, зависящие от ударения. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Условия написания приставок. Правописание гласных И и Ы после приставок. Написание гласного И после приставок _МЕЖ, -СВЕРХ-, после заимствованных приставок (ДЕЗ-, СУБ-, ИН- и т.д.) Употребление Ъ и Ь . Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

Основные термины и понятия: Морфологический принцип. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания. Безударные гласные. Чередующиеся гласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Двойные согласные в разных частях речи. Приставка. Слог, деление слова на слоги. Графика и орфография. Строчная и прописная буква.

Знать: типы орфограмм;

- безударные гласные в корне;

- гласные после шипящих в разных частях речи;

- гласные после шипящих и Ц;

- правописание согласных в слове;

- двойные согласные;

- гласные и согласные в приставках;

- правила переноса слов;

- разделительные Ъ и Ь знаки;

Уметь:  определять орфограммы в словах;

- решать орфографические задачи;

- правильно писать безударные гласные в корне;

- правильно писать гласные после шипящих в разных частях речи;

- правильно писать гласные после шипящих и Ц;

- правильно писать двойные согласные;

- правильно писать гласные и согласные в приставках;

- правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки;

- применять правила переноса в словах;

      Ключевые компетенции, формируемые в теме:

- формировать пути здорового образа жизни, внутренней экологической культуры;

- выделять главное, классифицировать, рефлексировать;

- самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

  - использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

         Части речи.

Определение. Лексико-грамматические значение частей речи и их правописание.

        

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 11а,в              классов на 2016-2017 учебный год.

Используемые учебники: Н.Г. Гольцова,  И.В. Шамшин, М.А. Мищерина  «Русский язык. 10-11 классы». М., «Русское слово», 2008

п/п

Тема урока

Колл. уроков

Дата  по плану

Дата  по

факту

1

Синтаксис и пунктуация  (23)

Основные принципы русской пунктуации. Словосочетание.

Виды синтаксической связи  в словосочетаниях.

1

08.09

 

2

Простое предложение. Классификация предложений.

1

15.09

 

3

Тире в ПП.   Подготовка к контрольному диктанту.               

1

22.09

 

4

Контрольный диктант.

1

29.09

 

5

Анализ диктанта. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения

1

06.10

 

6

Пунктуация при неоднородных и однородных определениях и приложениях.

1

13.10

 

7

 Пунктуация при  ОЧ, соединенных      неповторяющимися, повторяющимися и парными   союзами.  

1

20.10

 

8

Обобщающие слова при однородных членах. Пунктуация.

1

27.10

 
 

2  ЧЕТВЕРТЬ

     

9

Обособление. Необособленные  и обособленные    определения и приложения,  обстоятельства, дополнения.

1

10.11

 

10

Уточняющие, пояснительные и   присоединительные члены предложения.

1

17.11

 

11

Пунктуация при сравнительном обороте.

Пунктуация при обращении.

1

24.11

 

12

Срезовая работа

(Мониторинг ГУО)

1

01.12

 

13

Вводные слова и вставные конструкции.

1

08.12

 

14

Пунктуация при междометии, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

1

15.12

 

15

Сложное предложение. Виды СП.     Пунктуация ССП

1

22.12

 

16

Пунктуация СПП с одним придаточным

1

29.12

 
 

3 ЧЕТВЕРТЬ

     

17

Пунктуация СПП с несколькими придаточными

1

19.01

 

18

Знаки препинания в БСП.                   

1

26.01

 

19

Контрольный диктант  с грамматическим заданием (упр. 49)

1

02.02

 

20

РР. Период. Анализ синтаксических и художественных средств выразительности публицистического  и художественного текстов.

1

09.02

 

21

Способы передачи чужой речи. Диалог.

Знаки препинания при цитатах.   Сочетание знаков препинания.

Факультативные знаки препинания

1

16.02

 

22

РР.  Индивидуально-авторская  пунктуация. Сопоставительный анализ текстов (упр.517).

1

02.03

 

23

РР. Сочинение по тексту (Часть С).

1

09.03

 

24

Культура речи (1).

О качествах хорошей речи.

Работа абюота со статьями М. Сперанского, А.Ф. Кони, А.В. Миртова

1

16.03

 

25

Стилистика (5).

Функциональные стили.

Научный стиль.

Официально-деловой стиль.

1

23.03

 
 

4 ЧЕТВЕРТЬ

     

26

Публицистический стиль.

 

1

06.04

 

27

РР Агитационная речь.

Написание черновика (на школьную тему).

             

1

13.04

 

28

РР. Разговорный стиль.

Искусство написания писем.

Актуальность эпистолярного жанра.

1

20.04

 

29

РР. Стилистический анализ текста.

Готовимся к ЕГЭ.   Часть С ( по тексту публицистического стиля).

Написание  черновика.

 

1

27.04

 

30

Практическое обобщение .

Задания  ЕГЭ по культуре речи, лексике.

1

04.05

 

31

Задания ЕГЭ по фонетике, орфоэпии.

1

11.05

 

32

Задания ЕГЭ по морфемике и       словообразованию. Орфография.

1

18.05

 

33

Задания ЕГЭ по пунктуации.

1

25.05

 

КЛАСС: 11а,в

УЧИТЕЛЬ: Алешкова С.Ю.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

I четверть – 8

II четверть – 8

III четверть – 9

IV четверть – 8

ВСЕГО ЧАСОВ - 33

В НЕДЕЛЮ:  1

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

1.

диктанты

1

 

1

 

2.

Сочинения

   

1

1

3.

к/р в тестовой форме

 

1

   

4.

год

2-дикт.

1работы в тест. ф.

1  - соч.

     

 Раздел 6. Учебно-методическое сопровождение

Основная литература

  1. Гольцова Н. Г. Программа к учебнику «Русский язык 10-11 классы». Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина (5-е издание). Москва «Русское слово», 2008 год.

  2. Русский язык 10-11 классы. Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мещерина. Москва «Русское слово», 2008-2012 год.

Дополнительная литература

1. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2008

2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010

4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009

5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009

6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.

7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2008.

Образовательные электронные ресурсы:

Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2 Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским язы-ком и его историей.

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы се-рии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Навигатор. Грамота.ру http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=x

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/

Следуйте:

vk-fill-35x35facebook-fill-35x35twitter-fill-43x35

Партнерские ссылки

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны